Значение рисунков которые рисует ребенок. Как научить ребенка рисовать. Основы поэтапного рисования. Расстояние между фигурами

Значение рисунков которые рисует ребенок. Как научить ребенка рисовать. Основы поэтапного рисования. Расстояние между фигурами

Здравствуйте, мамы и папы!

Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.


Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Цвета в детском рисунке

Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка .


Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.

Детали и элементы рисунка

Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:

  • Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.

Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.


  • Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.

Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.


Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.

На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:

  1. Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
  2. Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
  3. Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
  4. Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
  5. Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.

Рисуйте и будьте счастливы!

Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.


Далеко не всегда можно без труда оценить психологическое состояние ребёнка, поскольку в этом возрасте восприятие часто происходит на уровне подсознания. Например, малыш может бояться отца или даже в глубине души ненавидеть его, но возраст не позволяет ему понять свои ощущения, поэтому, даже задав малышу прямой вопрос, трудно будет ожидать от него вразумительного ответа. Также целая буря эмоций может скрываться под внешней беспечностью. Как же понять, что с ребёнком происходит на самом деле? Оказывается, для этого можно использовать психологию детского рисунка, который (если уметь его читать) расскажет обо всём, что происходит в детской душе.

Расшифровка смысла, скрытого в детском рисунке

Анализ детских рисунков очень напоминает разгадывание головоломок. Справиться с ним по силам только опытному детскому психологу, хотя простейшие принципы расшифровки следует знать и родителям.

Цвет

Это самый важный критерий . Поскольку дети предпочитают не смешивать краски, то для анализа достаточно основных цветов. Если в композиции преобладает какой-либо цвет, то это свидетельствует о том, что ребёнок озабочен каким-то явлением или событием. Если же он использует множество красок, то можно говорить о разносторонности его интересов и отсутствии довлеющей над ним проблемы .

  • Если при наличии достаточно полной палитры ребёнок использует в основном серый, чёрный или тёмно-красные оттенки, то его наверняка мучают страхи и депрессия.
  • Напротив, обилие оранжевого и жёлтого цветов говорит о хорошем настроении рисующего.
  • Красный цвет сигнализирует об агрессии и быстрой возбудимости, но делать столь серьёзные выводы можно лишь после анализа остальных моментов поведения.
  • Погружённые в себя личности предпочитают разные оттенки синего.
  • Зелёный говорит о скучающем состоянии. Если у ребёнка сплошь зелёные лужайки и рощицы, то стоит подумать о том, чтобы отвести его в секцию или увлечь чем-нибудь ещё.
  • Фантазёры и мечтатели обожают фиолетовый цвет.
  • Беспокойные дети, имеющие проблемы с самооценкой, часто используют коричневый цвет.

Но психология детской живописи не так проста. Некоторые мамы, начитавшись соответствующих книг и заметив в детских каракулях обилие чёрного, с ужасом тащат малыша к психологу. Но ведь чёрный цвет не только говорит о тревожности, им можно проще всего выделить на рисунке важный объект. Графику нельзя считать признаком проблемы, скорее, это тяга к дисциплине, тем более, если для беспокойства других оснований нет.

Композиция

Взаимоотношение объектов на детском рисунке отражает мысли автора.

  • О взаимопонимании говорят прижавшиеся друг к другу члены семьи, о близости и доверии говорят также сцепленные руки фигурок.
  • Если кого-то из родителей ребёнок поместил в самом уголке листа, то тому стоит подумать, как побольше общаться с чадом.
  • Самого значимого человека ребёнок обязательно поместит в центре и сделает самым большим.
  • Если на рисунке отсутствует близкий родственник, то с ним может быть конфликт, поэтому ребёнок пытается подсознательно выкинуть из головы и из рисунка данного человека.
  • При внутренней опустошённости и заниженной самооценке центр рисунка ребёнок оставит пустым. Если в центре оказались неодушевлённые предметы, то существует обеспокоенность материальным положением.
  • У фантазёра фигуры обычно парят, не касаясь твёрдых поверхностей. О неуверенности в себе говорит жирно прорисованная линия земли.

Подтекст детского рисунка часто становится понятным интуитивно. Если предметы нарисованы очень крупно, то это говорит о внутреннем комфорте. Эгоистичная натура стремится как можно больше пространства занять автопортретом. Если же ребёнок чувствует себя одиноким, то и себя он изобразит маленьким и поместит куда-нибудь в уголок рисунка. Тонкие, как спички руки и ноги фигуры говорят об обеспокоенности малыша собственной слабостью. Непропорционально большая голова означает погруженность в себя. Слишком наряжая свою фигурку на рисунке, малыш говорит этим, что ему важна оценка его внешнего вида окружающими.

Лето у нас не очень длинное, и родители хотят, чтобы дети по максимуму побыли на солнце, напитавшись на весь год витамином D. Но вместе с этим нужно з...

Расшифровка детского рисунка домика

Другим изобразительным психологическим тестом является рисунок домика.

  • Если малыш изобразил большой дом, то его можно назвать общительным, гостеприимным, открытым.
  • Если есть ведущая к глухой стене лестница, то она говорит о скрытом семейном конфликте.
  • Дом, как бы отстоящий далеко, показывает одиночество и отверженность малыша .
  • Если дом окружают многочисленные постройки, то у малыша тревожное состояние.
  • Если ребёнок постарался прорисовать заднюю стену дома, то он стремится контролировать свои эмоции.
  • Если же дом висит над землёй, то у малыша слабая связь с реальностью, он парит в облаках.
  • Если нижние контуры стен, наоборот, чётко прорисованы, то у малыша есть затруднения и тревога.
  • Прозрачные стены показывают на стремление к лидерству, в то время как тонкие боковые линии кричат о нервном истощении. Признаком общительности являются большие открытые двери, но если они слишком велики, то вполне возможна зависимость от других людей. Напротив, небольшие двери скрывают неуверенность в себе.
  • Множество нарисованных с разных сторон дверей говорят о стремлении к одиночеству, а их отсутствие - о трудностях с общением.
  • О жажде общения говорит обилие окон, а занавески на них - о закрытости. Если окна есть лишь на верхнем этаже, то малыш далёк от реальности.
  • Крыша в виде жирной линии также намекает на фантазию ребёнка, а если она оторвана от передней стены, то малыш не находит себе места в жизни. Выведенный за пределы крыши карниз говорит о стремлении малыша защититься от своих страхов. Если труба выходит из задней части крыши, то малыш не желает сближаться с родными эмоционально.
  • Густой дым напоминает о внутреннем напряжении, а тоненькая струйка - о недостатке общения с близкими.

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.
Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.
На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.



Уважаемые посетители психоаналитического кабинета, Вам предлагается определить психическую патологию по детскому рисунку человека , есть ли у ребенка какие-либо психические проблемы.

Признаки возможной психической патологии по детскому рисунку человека

Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.

Зачастую, в процессе рисования ребенок с какой-либо психической патологией непрерывно комментирует свои действия, рассказывая об изображаемом им персонаже. Комментарии обычно сбивчивые и противоречивые.

Как правило таких детей приводят на консультацию к психологу в связи с грубыми нарушениями поведения.

В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки со столь же пространными комментариями, вполне возможны и в менее острых психических состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения (психической патологии ) являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.

Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т. п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии.

Часто, нарисованный ребенком человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. Иногда различные уродства появляются в рисунках детей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических патологиях ).

Особо большие уши - иногда признак подозрительного отношения к окружающим (паранойяльности), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также-люди, страдающие снижением слуха или слуховыми галлюцинациями).

Искажения формы изображения человека типичны также при органических поражениях мозга. Общее впечатление, производимое рисунками детей с органическими поражениями мозга, можно сформулировать как «не получилась правильная форма». При психической патологии обычно создается впечатление, что человек целенаправленно рисовал искаженную форму. Разумеется, подобная оценка очень субъективна, поэтому во всех случаях сильного искажения формы тела и черт лица рекомендуется подробное дополнительное обследование.

В некоторых рисунках дети нарочито рисуют разнообразные «запрещенные» темы: женская грудь, мужские и женские гениталии, иногда изображенный персонаж, например, писает. Это должно в первую очередь интерпретироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоциальных тенденций.

Помимо грубого искажения форм, для психических патологий по детскому рисунку , типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. На детском рисунке руки человека изображаются штрихами, практически неотличимыми от штрихов, изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.

Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшейся патологии , когда некоторые из освоенных графических шаблонов уже успели распасться.

При психических патологиях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, - головы. Некоторые части рисунка густо зачерняются. Нажим настолько силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности.

В сочетании с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что ребенок находится в состоянии психотического возбуждения.

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»


Самое обсуждаемое
Выбираем туфли к синему платью: советы и рекомендации Какую обувь подобрать к синему платью Выбираем туфли к синему платью: советы и рекомендации Какую обувь подобрать к синему платью
Правильная четырехугольная призма Правильная четырехугольная призма
Особенности обучения мальчиков и девочек Школа совместного обучения девочек и мальчиков Особенности обучения мальчиков и девочек Школа совместного обучения девочек и мальчиков


top