Актерское внимание. Сценическое внимание. Виды внимания. Круги внимания. Внимание формальное и творческое

Актерское внимание. Сценическое внимание. Виды внимания. Круги внимания. Внимание формальное и творческое

Открыв любой учебник по психологии, вы узнаете, что внимание - это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Считается, что феномен внимания впервые появился у животных, в ходе эволюционного процесса и проявился как бдительность, настороженность, готовность к действию по первому сигналу. Это внимание, которое мы, говоря простым языком, можем назвать жизненным. Оно так же, как и у животных инстинктивно и непроизвольно. Произвольное внимание, исторически было связано с процессом труда, потому что человек должен был осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Но нас с вами интересует совсем другое внимание - сценическое.

Что же это такое?

Сценическое внимание является основой внутренней техники актера, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия и самый важный элемент творческого состояния актера. Актер должен в совершенстве владеть своим вниманием, потому что актерская профессия, предъявляет к работе такие требования, которые просто невозможно выполнить, если не обладаешь способностью управлять своим вниманием. А для того чтобы научиться управлять своим вниманием, все актеры без исключения выполняют специальные упражнения.

Для наилучшего контакта с аудиторией самым оптимальным будет сесть полукругом напротив преподавателя или тренера.

Если коллектив новый, то на первых занятиях можно поиграть в какую-нибудь детскую игру на внимательность.

Затем следует переходить к более сложным упражнениям. Очень много интересных упражнений на внимание можно сделать, работая с обыкновенными стульями, на которых ученики сидят на занятии.

Переходы

Это упражнение тренирует навыки рабочей собранности.

Педагог просит каждого студента посмотреть на своих соседей и запомнить их цвет волос. Потом предлагает ученикам поменяться местами, например, чтобы крайним слева сидел студент с самыми темными волосами, рядом с ним с волосами светлее, а крайним справа - с самыми светлыми волосами. Шумное обсуждение не приветствуется, чем быстрее студенты сориентируются, куда кому надо будет перейти, тем лучше. По хлопку ведущего все быстро меняются местами. Действия должны быть четкими, уверенными, без суеты и лишних движений.

Также можно предложить пересаживаться по списку фамилий в алфавитном порядке, по росту и т. д.

Усложнением данного упражнения могут быть Переходы со стульями или Светофор .

Упражнение Переходы со стульями выполняется аналогично, только оговариваются варианты, как нести стулья: перед собой, над головой, сзади и т. д. Усложнение упражнения - по счету ведущего. Например, ведущий считает до десяти, за это время участники должны успеть совершить переход, при этом, не мешая друг другу, не сталкиваясь и не производя шума. Еще одно усложнение - выполнение задания под ритмичную музыку

Светофор

Преподаватель берет три цветных круга: красный, желтый и зеленый. Студенты продолжают Переходы или Переходы со стульями , но в дополнение, если ведущий показывает зеленый цвет, следует идти и мяукать, если желтый - застыть, красный - идти на месте. Если ведущий не показывает ничего, то участникам следует просто идти.

Творческая площадка

Упражнение выполняется индивидуально - «на сцене» около стола остается один участник, остальные со своими стульями переходят к ведущему в «зрительный зал». Это надо сделать быстро, без суеты и толкотни. Полукруг участников разрывается на 2 дуги, которые образуются по бокам «сцены» (сцена получается по середине), по принципу «Я вижу всех, все видят меня». То же самое выполняется на счет. Творческий полукруг на площадке и разорванный полукруг в «зрительном зале» перед творческой площадкой - это будет два основных и очень удобных расположения стульев на занятиях. Но бывает еще одно расположение стульев на занятиях - это кольцо.

Кольцо

Студенты сидят полукругом. По счету на пять или на десять, ученики должны переместиться со стульями, чтобы получилось большое кольцо, причем сесть на стул следует точно с последним счетом. При этом расстояние между стульями должно быть одинаковым. Упражнение также должно выполняться слаженно, не мешая друг другу. Затем, по команде ведущего, снова перестраиваемся в полукруг, затем - снова большое кольцо. А теперь малое - стул к стулу. Можно также сделать среднее по величине кольцо.

Усложнение упражнения.

Тренировка перемены расположения стульев на счет, например, большое кольцо на счет «десять», малое кольцо - на счет «пять» и т. д. Не забываем, что все должно быть четко, бесшумно, быстро, не мешая соседу.

Фигуры перестановок

Из исходной фигуры Кольцо, по счету перестраиваемся в квадрат, треугольник, восьмерку, лесенку, зигзаг и т. д. Помним, что в каждом упражнении следует добиваться точного распределения движений по времени.

Лучшие места

Участники сидят полукругом. На счет десять участники должны превратить свой полукруг в два ряда стульев и сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами 3-4 метра. Сели. Затем ведущий велит запомнить всех учеников, сидящих напротив и своих соседей. Затем ведущий дает команду посмотреть напротив себя, выбрать (облюбовать себе удобное местечко напротив). Преподаватель называет любые числа, но по договоренности, например на счет «шесть», надо быстро пройти к выбранному месту и сесть. Всем ли удалось сеть на выбранное место? Нет. Теперь осмотритесь и запомните «новых» соседей. На счет «три» следует быстро вернуться на прежнее место. Упражнение можно усложнять аналогичным способом.

Волчок

Участники встают широким кольцом, берут стулья и держат их перед собой, вытянув руки. По команде учителя студенты начинают идти со стульями по кругу. Педагог задает темп: быстрее, чуть медленнее, совсем медленно, а теперь быстро и т. д. При этом важно соблюдать правило, не зависимо от темпа, касаться соседа нельзя. При слове «стоп», все должны быстро сеть на стул лицом к ведущему.

Хлопки

Студенты сидят кольцом. По команде преподавателя «Начали!» ученики начинают по очереди в заданном темпе по часовой стрелке хлопать в ладоши (один хлопок). По команде «Хоп!» хлопки начинаются в обратную сторону (против часовой стрелки). Очень важно во время этого перехода не сбиться с темпа. Ведущий должен следить, чтобы команда «Хоп!» прозвучала до того, как очередной участник начнет делать хлопок.

Отвечай!

Участник один за другим отвечают хлопком на хлопок ведущего, постоянно меняющего силу ударов и темп. Характер хлопков студента должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению. Преподаватель своим хлопком, как будто спрашивает учеников о чем-то, а они отвечают хлопком в том же тоне и с той же силой удара, с какой «задается вопрос».

Усложнение. Преподаватель предлагает студентам «поспорить» с ним, чем тише он хлопает, тем громче студенты должны отвечать, но чем громче прозвучит хлопок учителя, тем тише ответ ученика. Если учитель отступает в споре, ученикам следует наступать и наоборот.

Двойные хлопки

Если участников больше пятнадцати, то упражнение Хлопки можно еще больше усложнить. Для этого выбирают двух ведущих и ставят внутрь кольца.

Сначала первый ведущий, должен медленно отбивать тяжелые хлопки, как удары колокола. Не спеша, постепенно разводя руки, приготовиться хлопнуть. Удар! Пауза. Во время паузы участник, отвечающий на удар первого ведущего, в том же темпе поднимает руки для ответного хлопка. Удар участника. Пауза. Удар ведущего. Пауза. Ответные удары должны идти кольцеобразно, по ходу часовой стрелки. Это означает, что после удара одного из участников, после паузы и удара ведущего должен хлопать левый сосед.

Ведущий должен постепенно изменять общий ритм, то замедлять, то возвращаться к исходному. Остановились.

Теперь удары другого ведущего. Он должен делать хлопки частые, быстрые и негромкие. Ответы на удары второго ведущего должны идти по кольцу в направлении против хода часовой стрелки. Остановились.

А теперь оба ведущих хлопают одновременно, а участники должны отвечать и одному и другому.

Усложнение этого упражнения можно сделать дополнительными командами каждого ведущего "Хоп!", после которых должно изменяться направление хода ответных хлопков: те, что шли по часовой стрелке, идут теперь против часовой, справа налево, а те, что шли справа налево, идут слева направо.
Четкое выполнение данного упражнения свидетельствует о хорошо натренированном рабочем внимании и чувстве партнера, что очень важно для каждого актера.

Проблема сценического внимания на первый взгляд кажется очень простой. Едва ли кому-нибудь придет в голову отрицать необходимость для актера в совершенстве владеть своим вниманием. Специфические условия актерского творчества предъявляют к актеру такие требования, выполнить которые, не обладая способностью управлять своим вниманием, совершенно не представляется возможным: актер должен подчинять свое сценическое поведение требованиям сценичности, пластичности, ритмичности; он должен выполнять рисунок мизансцен, установленный режиссером, а также свои собственные творческие задания; он должен уметь согласовать свое поведение с поведением партнера и с окружающей его вещественной средой; он должен учитывать реакции зрительного зала; он должен рассчитывать каждое свое движение и каждый звук своего голоса, добиваясь во всем предельной выразительности при максимальной экономии выразительных средств. Может ли актер выполнить все эти многочисленные требования, если не мобилизован аппарат его внимания, если его глаза и уши не готовы к самому обостренному восприятию всего, что окружает его на сцене? Однако мы жестоко ошибемся, если решим, что, установив необходимость для актера быть на сцене сосредоточенным и уметь переключать свое внимание с одного объекта на другой, мы тем самым исчерпали сущность вопроса. Устанавливая положение о необходимости сосредоточенного внимания на сцене, мы этим только вызываем к жизни целый ряд вопросов и недоумений. Ведь не может же человек быть в одинаковой степени внимательным к нескольким объектам одновременно. Следовательно, и актер не может в одно и то же время с одинаковым вниманием, с одинаковой внутренней активностью следить и за выразительностью своего собственного поведения на сцене, и за поведением своего партнера, и за поведением зрителя. На что же в первую очередь должно быть направлено внимание актера? Что именно должно быть объектом его внимания в каждый данный момент его сценической жизни? Так возникает вопрос о правильном выборе объекта. Но мы знаем, что актер совмещает в самом себе и творца и свое собственное творение - образ; образ живет своей жизнью и по логике этой жизни в каждый данный момент имеет тот или иной объект внимания; актер же как человек и как творец живет своими интересами, отличными от интересов образа. Так, например, Гамлет хочет уличить короля Клавдия в совершенном им преступлении, а актер, играющий Гамлета, хочет возможно лучше сыграть знаменитую сцену шекспировской трагедии и понравиться зрителю. Как могут объединиться интересы обоих в одном существе - в актере? Должен ли актер быть сосредоточенным на том или ином объекте внимания как образ или как творец? Мы видим, что вопрос о субъекте внимания - то есть вопрос о том, как в акте сценического внимания сочетаются между собой актер и создаваемый им образ, - тоже требует своего разрешения. Допустим, что действующее лицо пьесы должно видеть перед собой волнующееся море, а актер видит штабеля декораций и машину, из которой театральные рабочие извлекают «шум моря». Как в акте сценического внимания примиряются между собой образ и актер, море и штабеля декораций, шум волн и шумовая машина? Чтобы подойти к разрешению этих вопросов, рассмотрим сначала процесс внимания в том виде, как он протекает в действительной жизни, и установим различия между существующими видами внимания.



Виды внимания

Такого состояния, при котором внимание бодрствующего человека не было бы занято тем или иным объектом, не существует. Даже в те минуты, когда мы отдыхаем и нам кажется, что внимание наше ничем определенным не занято, оно все же ни на секунду не остается бездеятельным. Внимание наше может быть поверхностным, может быстро переходить с одного объекта на другой, не укрепляясь прочно ни на одном из них, оно может быть не связано ни с какой определенной целью, но оно тем не менее в каждый данный момент будет налицо. Представьте себе, что вы лежите на траве и как будто ни о чем не думаете. Однако внимание ваше каждую минуту чем-нибудь да занято - то его привлечет своей замысловатой формой какое-нибудь облако, то букашка, ползущая по руке, то пение птицы или другое какое-нибудь воспоминание неожиданно вспыхнет в сознании, или же какое-нибудь физиологическое боль голод, жажда - станет объектом внимания. Только если вы погрузитесь в сон, вместе с вами заснет и ваше внимание Пока человек бодрствует, он непрерывно подвергает воздействию внешних и внутренних раздражителей, мобилизующих его внимание то в том, то в другом направлении. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Элементарной (первичной) формой внимания является внимание непроизвольное. Ребенок в грудном возрасте уже обладает способностью реагировать на внешние раздражители актом непроизвольного сосредоточения. Когда ребенок поворачивает голову по направлению к блестящему предмету и фиксирует нем свой взгляд, он осуществляет акт непроизвольного внимания. При непроизвольном внимании не субъект овладевает объектом, а наоборот, объект приковывает к себе внимание субъекта. Поэтому непроизвольное внимание является в то же время пассивным вниманием. Причина его возникновения - в особых свойствах объекта: новизна или яркость предмета, его необычайный вид, сила, с которой он подвергает раздражению воспринимающие органы, наконец, его связь с влечениями и потребностями человека - все это может послужить причиной непроизвольного возникновения пассивной ориентировочной реакции, при которой мускулатура автоматически (рефлекторно) приспосабливает рецепторы (воспринимающие органы) к наилучшему восприятию объекта. Таким образом, непроизвольное внимание осуществляется совершенно независимо от сознательных намерений человека. Произвольное внимание, наоборот, теснейшим образом связано с процессами, происходящими в сознании человека, и носит активный характер. При произвольном внимании предмет становится объектом сосредоточения не потому, что он интересен сам по себе, а непременно в связи с процессами, происходящими в сознании субъекта. При произвольном сосредоточении объект неизбежно включается в процесс мышления человека. Именно при помощи мышления произвольное внимание и осуществляется. Содержание непосредственно данного нам объекта в этом случае расширяется и, расширяясь, преобразуется. Оно вступает в нашем сознании в различные новые связи, включается в ситуации, в которых оно непосредственно нам не было дано. Таким образом, произвольное (или активное) внимание всегда выходит за пределы непосредственно данного нам чувственного содержания. Допустим, что объектом нашего активного внимания оказалась деталь какой-нибудь машины. Содержанием нашего чувственного восприятия является данная деталь сама по себе: наши глаза видят только ее. Но пока наши глаза воспринимают только эту деталь, наше сознание выходит далеко за пределы непосредственно данного нам содержания: мы мыслим не только самую деталь, но и машину, для которой она предназначена, и завод, на котором она изготовлена, и тот производственный процесс, при помощи которого изготовляются подобные детали, и многое другое, в зависимости от той цели, ради которой мы данный предмет избрали объектом нашего активного внимания. Если пассивное внимание всегда бывает обусловлено внешними механическими причинами, то активное внимание устанавливается и поддерживается в зависимости от внутренних, закономерно развивающихся процессов нашего сознания. Необходимо отметить, что помимо произвольного (активного) и непроизвольного (пассивного) внимания в их чистом виде мы постоянно сталкиваемся также с переходами одной формы в другую. Предмет, первоначально вызвавший к себе наше непроизвольное внимание, легко может стать в дальнейшем объектом нашей активной сосредоточенности. И, наоборот, предмет, с которым мы установим связь путем активного на нем сосредоточения, может стать настолько для нас интересным, что не будет уже никакой надобности в усилиях нашей воли, чтобы удерживать на нем наше внимание, которое таким образом из произвольного превратится в непроизвольное. Однако непроизвольное внимание в последнем случае будет весьма существенно отличаться от той элементарной формы непроизвольного внимания, которую мы рассмотрели выше и охарактеризовали как автоматическую установку организма для наилучшего восприятия объекта. Если автоматически осуществляемое непроизвольное сосредоточение является первой стадией внимания, а произвольное внимание - второй, то здесь мы имеем дело с третьей стадией внимания, то есть с высшей его формой. Эта форма возникает тогда, когда наш интерес к произвольно (сознательно) выбранному объекту возрастает настолько, что переходит в увлечение, в результате чего внимание из произвольного превращается в непроизвольное. От первичной формы непроизвольного внимания оно отличается тем, что, подобно произвольному вниманию, оно всегда бывает связано с процессом мышления и, следовательно, является активным вниманием. Непроизвольная активность сознания по отношению к объекту, произвольно выбранному,- такова сущность внимания на высшей ступени его развития. В зависимости от характера объекта следует различать внимание внешнее и внутреннее. Внешним вниманием мы будем называть такое внимание, которое связано с объектами, находящимися вне самого человека. Объектами внешнего внимания, таким образом, могут быть окружающие нас предметы (как одушевленные, так и неодушевленные) и звуки. В зависимости от того, при помощи каких органов чувств осуществляется внешнее внимание, оно может быть зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовым. Среди этих пяти видов внешнего внимания зрительное и слуховое являются основными видами внимания, так как человеку свойственно ориентироваться в окружающей его среде главным образом при помощи зрения и слуха. Объектами внутреннего внимания являются ощущения, порождаемые раздражителями, находящимися внутри организма (голод, жажда, болевые ощущения), мысли и чувства человека, а также образы, создаваемые силою воображения или фантазии. Внешнее внимание в то же время всегда является вниманием непроизвольным (пассивным). Однако внешнее внимание в его чистом виде бывает связано с одним и тем же объектом очень недолго: оно или быстро перебрасывается на другой объект, или же к акту внешнего внимания присоединяется внимание внутреннее, обусловленное процессом мышления, и тогда сосредоточение приобретает активный характер. Таким образом, помимо чистых форм внутреннего и внешнего внимания мы сталкиваемся очень часто со сложной формой внешне-внутреннего внимания. Это происходит тогда, когда находящийся вне человека объект одновременно является и раздражителем внешних органов и возбудителем процессов мышления. Представим себе человека, внимание которого привлек портрет, найденный им при уборке ящика его письменного стола. Первый момент - внешнее внимание - непроизвольный ориентировочный рефлекс: «чей это портрет?» Дальше следует активное вглядывание в объект в сочетании с активной работой сознания: человек «роется» в своей памяти, стараясь установить, кому принадлежит лицо, изображенное на портрете. Здесь - известное равновесие внутреннего и внешнего внимания. Но вот человек наконец вспомнил. Внешний объект отходит на задний план: человек, хотя и держит еще перед глазами портрет, но он уже почти не видит его - его сознание занято воспоминаниями, связанными с лицом, изображенным на портрете. Внутреннее внимание теперь преобладает. Наконец рука, в которой человек держал портрет, упала на его колени: он весь ушел в свои мысли и воспоминания. Его внимание стало внутренним и непроизвольным. Но вот человек нечаянно уронил портрет на пол. Звук падения вывел человека из состояния внутренней сосредоточенности и вызвал непроизвольную ориентировочную реакцию (момент внешнего пассивного внимания), в результате которой портрет снова стал объектом его активной сосредоточенности. Человек решает вопрос: сохранить портрет или уничтожить? Снова сочетание внешнего и внутреннего внимания. Я так далее. Мы видим, что внимание постоянно меняет свой характер: то внешнее, то внутреннее, то активное, то пассивное; иногда но находится в стадии перехода из одной формы в другую.

Областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

специальность: 51.02.02. Социально-культурная деятельность

КОНСПЕКТ УРОКА

по ПМ 02. Организация и постановка культурно-массовых мероприятий

на тему: «Сценическое внимание»

Автор-составитель:

преподаватель высшей

квалификационной категории

С. А. Кяполайте

г. Биробиджан

2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Сценическое внимание» .

Дата проведения: 29.11.2018

Вид урока: комбинированное

Цель урока: изучение элемента - сценическое внимание

Образовательные:

1. Содействие формированию системы базовых знаний системы К. С. Станиславского;

2. Стимулирование познавательного интереса студентов к теме урока;

3. Содействие формированию профессиональных и общих компетенций студентов колледжа.

Развивающие:

1. Активизация познавательной деятельности;

2. Развитие произвольного сценического внимания в реальной и воображаемой плоскости;

4. Формирование навыков публичного выступления и рационального сочетания коллективной и индивидуальной работы.

Воспитательные:

1. Воспитание чувства сопричастности к наследию и системе К. С. Станиславского;

2. Воспитание интереса к своей будущей профессии.

Время проведения: 90 минут (2 урока).

Междисциплинарные связи: Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений; Словесное действие; Сценическая пластика; Грим; Режиссура обряда.

Внутридисциплинарные связи: в развитии внутреннего творческого аппарата артиста работают все элементы психотехники (воображение, общение, внимание, эмоциональная память, правда, вера, задачи, действие и д.р.)

Методическое обеспечение:

ФГОС по специальности 51.02.01 Социально-культурная деятельность,

Рабочая учебная программа,

Методические указания для студентов.

Средства обучения:

1. Методические:

    Хронологическая карта занятия.

    Вопросы по теме занятия.

    Практические задания и упражнения по теме.

2. Информационные:

    Иллюстративный раздаточный материал – репродукции картин;

    Творческие дневники наблюдений студентов.

Данное занятие способствует формированию следующих компетенций:

ОК-1,2,3,6,7,8, ПК 2.2, 2.3, 2.4, 2.5

Исходя из общих и профессиональных компетенций студент должен:

Знать:

Систему обучения актерскому мастерству К. С. Станиславского;

Специфику работы актера в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях;

Элементы психофизического действия;

Особенности создание сценического образа.

Уметь:

Проводить психофизический тренинг;

Выявлять детали внутренней и внешней характеристики образа;

Применять навыки работы актера.

Список используемой литературы:

  1. Л. П. Новицкая. Элементы психотехники актерского мастерства. Тренинг и муштра. Издательство: Легенда, 2015.

  2. М. Е. Александрова. Актерское мастерство. Первые уроки. Издательство: Лань, Планета музыки, 2014.

  3. В. Полищук, Э. Сарабьян. Большая книга актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссеров. Издательство: АСТ, Прайм-Еврознак, 2017.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОК/

ПК

1.Организацион-ный момент

Приветствие студентов, проверка готовности группы к занятию, отметка отсутствующих

Мобилизация внимания, создание рабочей атмосферы

1 мин

---

2. Вводная часть

(студенты)

Зачин – творческий пропуск на урок

Реквизит, бутафория, детали костюмов, фонограмма, выгородка

Вызвать интерес к теме, выявить творческие способности.

10 мин

ОК 1,2,3,6,7

ПК 2.2, 2.3

2. Вводная часть

(педагог)

Объяснение темы, постановка цели занятия

2 мин

3. Основная часть

Урок по теме: «Сценическое внимание»

1 – развитие произвольного сценического внимания. Тренинг на усвоение элементов актерского мастерства

Объекты-точки внимания на все пять чувств;

Круги внимания;

Развитие стойкости внимания;

Публичное одиночество

Творческий полукруг

Репродукции картин художников

Дать представление о сценическом внимании.

Сформировать навыки сосредоточения внимания на объекте, партнере.

65 мин

ОК 1,2, 5,8

ПК 2.2

4. Беседа.

Закрепление знаний

Студентам предлагается ответить на вопросы о необходимости изучения элементов сценического внимания и его взаимосвязи с другими элементами актерского мастерства

Активизация мыслительную деятельность студентов, развитие умения логически мыслить и анализировать, умение высказывать собственное мнение

5 мин

ОК 1,2,

3,6,

ПК 2.4.

5.Подведение итогов

Студенты совместно с преподавателем подводят итог урока и делают выводы о достижении цели урока

Развитие умения анализировать учебный материал

мин

ОК 1,2,

3,6,

ПК 2.4.

6.Заключительная часть

Выдача домашнего задания: продолжить вести дневники творческих наблюдений. В обыкновенном увидеть необыкновенное.

Воспитание чувства ответственности и интереса к будущей профессии

2 мин

ПК 2.2, 2.4, 2.5

    Организационный момент. Приветствие, проверка готовности группы к уроку, отметка отсутствующих студентов.

    Вводная часть. Каждый урок начинается с творческого зачина студентов – своеобразного пропуска на урок. У каждого зачина есть свой режиссер, который воплощает свой замысел в разных формах. Студенты представляют свои зачины.

Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

    Основная часть. Урок по теме: «Сценическое внимание».

Наш урок мы начнем с традиционного тренинга на усвоение элементов актерского мастерства. Основная цель тренинга заключается в том, чтобы добиться творческого сценического самочувствия сенсорных умений, то есть совершенствование зрительных, слуховых и других ощущений. Развитие анализаторов: умения сравнивать, различать, находить сходство между различными предметами в том или ином отношении – отношении формы, цвета, ощущений, выработки точных движений и действий.

1 ступень – творческая настройка.

2 ступень – упражнения на мыслительное раскрепощение и свободу.

3 ступень – творческое воображение и фантазия.

Мы с вами разогрели физический аппарат и переходим к основной теме «сценическое воплощение», цель которого – овладение элементами актерского мастерства.

Человеческое внимание в обычной жизни непроизвольно и непрерывно. Это своеобразное приспособление организма к наилучшему восприятию и реагированию, сосредоточенности или действию.

Под влиянием жизненного опыта у человека вырабатывается или воспитывается длительность и устойчивость внимания. Внимание зависит от общих и чисто субъективных взглядов человека, и в какой-то степени от профессии и воспитания. В жизни нередко встречаются рассеянные люди с поверхностным, отрывистым, скользящим и неустойчивым вниманием. Их взгляд мгновенно переходит с одного предмета на другой. Есть люди, которые, наоборот, длительно сосредотачивают свое внимание на одном, интересующем их предмете и с большим трудом переключают его на другие объекты.

В каждой сфере творческой деятельности человека необходимо внимание. Так, сценическое внимание должно быть произвольным, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывным. Ведь в сценической деятельности встречается много различных обстоятельств, которые вызывают рассеянность. Закулисная напряженная атмосфера, волнение публичного творчества, реакция зрительного зала, чувство ответственности перед коллективом, жажда успеха, чувство самолюбия, тщеславия и т.д. – все это влияет на внимание.

К. С. Станиславский говорил, что внимание нужно актеру все время нахождения на сцене, надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Особого внимания требуют реплики партнера.

Изучение элемента сценического внимания проходит по четырем этапам. Сегодня мы с вами рассмотрим первый этап.

I этап – развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости.

Для этого мы выполним упражнение «Пишущая машинка». Разберем буквы алфавита, где необходимо запомнить, какие буквы выпали вам. Каждая буква обозначается одним хлопком, знаки препинания двумя, точка – тремя.

«Печатаем текст». Внимание – это калитка к творчеству, ко всякому чувству.

* Выполняется практическое упражнение.

Вы поняли, что это очень сложное упражнение, здесь необходимо держать темпо-ритм, следить за текстом,четко прохлопывать свою букву. Чтобы без ошибок выполнить это упражнение, начнем с самых простых действий.

Объекты – точки внимания на все пять чувств. Каждый человек, предмет, на котором мы останавливаем наше внимание, называется объектом внимания.

Упражнение на зрительное внимание. Я раздам вам репродукции картин известных художников и вы должны рассмотреть, что на них изображено. Затем, по памяти, рассказать увиденное.

Упражнение «Зеркало».

Упражнение «Тень»

Упражнение на слуховое внимание. По условной команде необходимо переключиться с одного объекта на другой (коридор, улица, аудитория). По доносящимся звукам включить воображение и фантазию.

Упражнение на осязательное внимание. Определить на ощупь, что за предметы лежат на столе под скатертью.

Упражнение на внимание и обоняние. Определить по запаху, какими духами надушены три разных носовых платка.

Упражнение на вкусовое внимание вы должны были сделать дома, проверяя вкус разных продуктов и запомнить, описать их.

В предыдущих упражнениях мы познакомились с объектами внимания в виде точек. Но когда в поле зрения появляется несколько предметов или несколько точек, то, естественно, расширяется и круг внимания.

Круг внимания представляет собой пространство, площадь, заключающую в себе множество отдельных, самостоятельных объектов, ограниченную линиями самих предметов. Взгляд перескакивает с одного предмета на другой, но не выходит из границ, очерченных кругом внимания.

Круги внимания бывают: малыми, средними и большими.

Выполнение упражнения на собирание и удержание внимания при помощи сужения и расширения кругов.

Внимание к объекту в искусстве должно быть чрезвычайно стойким. Искусство не нуждается в скоропроходящем, скользящем, поверхностном, обрывчатом внимании.

Чтобы удержать внимание на объекте, надо оправдать это внимание к объекту, окружить этот объект привлекательным вымыслом воображения и начать действовать.

Упражнение на развитие стойкости внимания. Рассмотреть стул, если бы это был человек. Дать характеристику, определить возрасти профессию. В этом упражнении самое главное, не лениться будоражить свое воображение.

Все предыдущие упражнения были подготовкой к тому, чтобы вы смогли закрепить свое внимание на объекте, наделив его интересным вымыслом воображения, целью и начали действовать. После этого актеру уже не страшна ни черная дыр портала, ни взоры зрителей. На сценическом языке это называется жизнью в «публичном одиночестве» или в «кругу».

«Смотреть в публику, - говорил К. С. Станиславский – трудно. Публика и порог сцены пугают. Переходя порог сцены, вы должны быть собраны! Это надо вырабатывать большое значение творческому воображению, указывая, что действительно надо включать свой круг путем «если бы». Публику не видеть нельзя, но можно отвлечь себя задачей.

4. Беседа. Закрепление знаний.

Работа над развитием элементов внутреннего сценического самочувствия нужна не только профессиональным актерам, но и актерам самодеятельных театральных коллективов.

Главное в актерском мастерстве – создание внутренней жизни человека (жизнь человеческого духа), своими собственными живыми чувствами и передаче этой жизни на сцене в художественной форме.

Поэтому в основу системы К. С. Станиславский положил всестороннее развитие творческой личности актера.

Во всяком искусстве различаются три элемента:

    Создатель – во всех видах искусства человек;

    Материал – краски, глина, мрамор, музыкальные инструменты и т.п.;

    Произведения – спектакль, картина, скульптура, музыкальное произведение.

Во всех видах искусства они разделимы, только в сценическом искусстве они неотделимы.

*Студентам предлагается ответить на вопросы о необходимости изучения элементов сценического внимания и его взаимосвязи с другими элементами актерского мастерства.

Беседа.

5. Подведение итогов. Исходя из ряда проделанных упражнений можно сделать вывод, что сценическое внимание - это п роцесс творческого внимания. Условие правильного внутреннего сценического самочувствия как важный элемент творческого состояния актера. Умение переключать внимание с одного объекта на другой. Внешняя и внутренняя сосредоточенность на заданном объекте.

Выставление оценок за урок.

    Заключительная часть.

Домашнее задание – вести наблюдение за людьми в повседневной жизни, замечая и отмечая интересные типажи, характеры, темпераменты. Фиксировать в творческий дневник достижений.

Харитонова Светлана Андреевна
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра»

Аннотация.

В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания » для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра » предмет «Актерское мастерство» и приводит примеры упражнений на их развитие .

Ключевые слова.

Театральное творчество , актерское мастерство, сценическое внимание , упражнения, навыки.

1. Введение.

2. Основная часть занятия .

3. Заключение.

4. Список использованной в работе литературы.

Введение.

В настоящее время у детей наблюдается большой интерес к театральному творчеству . Это объясняется несколькими факторами :

Желание детей самовыразиться, самореализоваться;

Стремление к коллективному творчеству, где ребенок может раскрыть себя;

Расширение круга общения;

Интерес ребенка подкрепляется желанием и возможностями родителей.

Дети с большим удовольствием приходят на обучения в детскую школу искусств .

С 2018 года в образовательном учреждении реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области театрального искусства «Искусство театра » .

Учебный предмет является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство » , использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка.

Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества , с выразительностью и содержательностью сценического действия ; способствует выявлению творческого потенциала учащегося .

Главным направлением первого года обучения по предмету «Основы актерского мастерства» в 1 классе по 5-летней программе является приобщение детей к театральному искусству , что способствует воспитанию у ребенка личностных убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Учащиеся должны не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и проработать, оценить, выразить свое отношение к ней.

Основная задача первого этапа – увлечь детей театральным искусством , привить зрительский этикет, научить правильному поведению и общению в коллективе.

Ведущая деятельность данной возрастной группы детей, а это возраст 10 – 12 лет – игровая. Поэтому на первых занятиях преобладают игровые формы актерского тренинга и упражнений, которые дают возможность ребенку «рассказать» о себе, познакомиться, адаптироваться в коллективе, приступить к новым видам деятельности для приобретения навыков сценических действий .

Создание нравственного, дружелюбного климата и радостной, творческой атмосферы, получение детьми удовольствия от занятий являются основными задачами для преподавателя.

В перечень тем 1 года обучения входит работа учащихся над сценическим вниманием .

Основная часть занятия .

В жизни внимание – непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы : ориентировочный («что это такое?» , оборонительный («это для меня опасно!» ) и многие другие, еще не классифицированные современной психологией. В жизни непроизвольное внимание сосредоточивается на том объекте, который наиболее значим в данный момент. В основе этого явления может лежать ориентированный («что это такое?» , оборонительный («это для меня опасно!» ) или какой-нибудь другой рефлекс. При этом обычно доминирует зрительное, слуховое, осязательное или мышечно-двигательное внимание . В каждый момент творчества, будь то репетиция, или спектакль, возникает непроизвольное внимание , но уже не жизненное, а сценическое , потому что на спектакле актер видит сидящих в зале зрителей, а на репетиции (и даже на уроке) явно разделяются представления «я на сцене » и «те, кто на меня смотрит» . Значит, жизненное внимание , присущее нормальному человеку, как-то преображается, когда этот человек вступает на сценические (или аудиторные) подмостки? Действуют какие-то иные закономерности, примиряющие жизненные проявления со сценической обстановкой и с характером реакций.

Сценическое внимание – очень активный сознательный процесс концентрации воли для познания окружающей действительности, в котором участвуют все системы восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние. Главная задача педагога научить детей удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия . Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве .

Развить сценическое внимание помогут различные актерские упражнения. Рассмотрим некоторые из них!

Упражнение «С чего начнем?»

Прежде всего позаботимся о том, чтобы в аудитории, куда придут ученики, стояли бы вдоль стен стулья в достаточном количестве и были бы стол и стулья для педагога. Вот вошли ученики. - Садитесь. Сели – кто где. - Удобно ли так заниматься? Все ли видят меня? Все ли видят друг друга? Кто прячется? Попробуйте отыскать такое размещение стульев в аудитории, чтобы каждый из вас видел всех своих товарищей и чтобы я видел каждого из вас. Выстраиваете стулья в линию? Но так вам хорошо будут видны только ваши ближайшие соседи. Дружные поиски приводят к верному решению : напротив стола педагога выстраиваются ровным полукругом стулья учеников. Каждый ученик убеждается : «я вижу всех, меня видят все» . - А ровный ли у нас полукруг? Везде ли равные расстояния между стульями? Расстояния проверяются, стулья переставляются. Предоставим это ученикам. С внимания начинается действие . Внимание – к тому , что вокруг нас, что нам надо обследовать, чтобы узнать : что меня окружает? что понятно? что опасно? как надо вести себя? что надо делать?

Упражнение «Переходы»

Тренируем навыки рабочей собранности : Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним – потемнее, а крайним слева – был бы ученик с самыми черными волосами. Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами. Пересядьте по алфавиту фамилий! По алфавиту имен! По росту! Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений – только целесообразные!

Упражнение «Переходы со стульями»

Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но – переходить вместе со своими стульями. При переходе – держать стулья в условленном положении : перед собой, сбоку, над головой. Сначала – без ограничения времени. Потом по счету. Я буду считать до десяти. Распределите так свои движения, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. На счет «раз» встаете и начинаете переходы. На счет «десять» садитесь на новом месте. Стулья не должны сталкиваться! Ни одного звука в аудитории, ни одного скрипа! Представьте себе, что вы делаете перестановку декораций на сцене в короткой паузе между картинами. Темнота, занавес открыт. Полная тишина!

Упражнение «Кольцо»

Воспитывая навыки творческого самочувствия, потренируем и эту перестановку. Ученики сидят в полукруге. По счету (на «десять» или на «пять» ) надо переместиться со стульями так, чтобы получилось самое большое кольцо, какое только возможно в аудитории. Точнее распределяйте свои движения по времени. Сесть нужно с последним счетом. А расстояния между стульями везде получились одинаковыми? Снова – в полукруг. Снова – в большое кольцо. Внимание к соседу ! Не мешать ему, переставляя свой стул! Следите за его движениями, действуйте одновременно с ним! По счету (на «десять» или на «пять» ) превратим большое кольцо в малое – стул к стулу. Потренируем и создание среднего кольца, промежуточного по величине между большим и малым. Потренируем перемену расположения стульев в произвольном порядке : Большое кольцо, на счет «пять!» . Малое, на счет «десять!» Большое, на счет «двадцать три!» . Среднее, на счет «три!» . Бесшумность, четкость, завершенность – постоянные требования.

Упражнение «Лучшие места»

Ученики – в полукруге. На счет «десять» превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами – метра четыре. Начали! Запомните товарищей, сидящих напротив вас. Запомните и своих соседей. Посмотрите напротив – не правда ли, там удобнее сидеть? Выберите себе хорошее местечко… Теперь внимание ! Когда услышите цифру «семь» , быстро идите к облюбованному месту и садитесь. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Всем удалось сесть там, где хотелось? Не всем? Ну, ничего! Осмотритесь, запомните новых соседей. Назовем это размещением № 2. На счет «три» вернемся на прежнее место. Раз! Два! Три! Пока я считаю от одного до двадцати, переходите не спеша, к размещению № 2. Раз! Два! Три! Стоп. Вы уже на полдороге? Рано! Надо было гораздо медленнее идти. Вернитесь обратно. Снова начнем…Двадцать! Сели. На счет «два» вернитесь на прежнее место. Раз! Два! Когда услышите цифру «семь» , займите какое – нибудь место напротив. Заранее договариваться нельзя! Раз! Два! Семь!

Заключение.

Первая и одна из главных задач педагога – научить учащихся концентрироваться , сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики.

Навыки, полученные в процессе обучения, будут реализоваться учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров , концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года.

Список использованной в работе литературы.

1. Полный курс Актерского мастерства / Константин Станиславский , Сергей Гиппиус. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 768 +(16) с.: ил. – (Театральные опыты )

2. Сергей Гиппиус «Тренинг развития креативности » СПб : Издательство «Речь» , 2001

3. Интернет ресурсы

Сценическое внимание по Станиславскому. Упражнения. Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене; внимание должно быть активизировано в течение всего периода работы над ролью, где бы эта работа ни происходила: в репетиционном зале, дома, на улице, в библиотеке. Словом, сценическое творчество постоянно требует полной сосредоточенности всей внутренней и физической природы артиста. Все великие актёры во время игры достигали 100 % концентрации внимания на событиях пьесы. Начинающим же бывает очень трудно сосредоточиться, в частности, отвлечь внимание от «чёрной дыры портала» – зрителей. Им важно научиться контролировать и направлять его на объекты сценической среды, следовать логике действий персонажа. В то же время, навык сценического внимания важен не только для тех, кто решил связать свою деятельность с театром, но и для всех желающих сделать более насыщенным каждый момент своей жизни. О нём дальше и пойдет речь. Внимание как аспект сценического искусства. Внимание – это психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (направленное на происходящее в окружающем мире) и внутреннее (сосредоточенность на своих мыслях). Чаще всего в жизни наше внимание непроизвольно и инстинктивно, а движут им безусловные рефлексы: ориентировочный, оборонительный и другие. Произвольным внимание бывает лишь тогда, когда мы заняты чтением учебника, работой над отчётом, запоминанием стиха – в ситуациях, когда целенаправленно работаем над чем-то. К. С. Станиславский писал: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику». Сосредоточенность на человеке или предмете в сценической среде – важный элемент актёрского перевоплощения. Артисты такие же люди как все, им свойственно отвлечение, рассеяность. Поэтому умение концентрироваться, произвольно переключаться с одного предмета на другой – верный признак хорошей игры. Внимание нужно актёру всё время нахождения на сцене, какую бы роль он не играл. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия. В быту внимание – это объективное сосредоточение на предмете или мысли, а в театре – целенаправленный искусственный акт в пределах сценической среды. Оно помогает актёру развить чувство правды, эмоциональную память, образно говоря, «быть по эту сторону рампы». Этапы изучения сценического внимания. Л. П. Новицкая, педагог, ученица К. С. Станиславского, говорит о четырёх этапах, которые должен пройти актер, чтобы развить сценическое внимание: Первый этап. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости. Первая и одна из главных задач – научиться концентрироваться, сосредотачивать своё внимание на конкретном предмете, абстрагироваться от внешних раздражителей, условий творчества и присутствия публики. Упражнения этого блока направлены на развитие внимания органов чувств: зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового. Упражнения: 1. Взять несколько открыток или фотографий, на которых изображены люди в разных позах. Повторить их позы. 2. По доносящимся с улицы звукам постараться нарисовать в воображении детальную картину происходящего. 3. Нащупать в кармане несколько давно забытых там монет и с помощью пальцев попробовать выяснить их достояние. 4. Научиться различать запахи разных цветов. Второй этап. Развитие произвольного сценического внимания в воображаемой плоскости. «В нашем деле важно внутреннее внимание, потому что большая часть жизни артиста на сцене, в процессе творчества, протекает в плоскости творческой мечты и вымысла, придуманных предлагаемых обстоятельств». Этими словами Станиславского характеризуется важность внимания к обстоятельствам, условиям, предметам ненастоящим, которые существуют лишь в представлении, вымышленной истории, в которой живёт актер. Упражнения: Здесь понадобится партнёр. Опишите ему детально дорогу, которой вы в детстве ходили в школу, не упуская ни одной мелочи. Рассказывайте не только о физических объектах, но и о звуках, ваших субъективных переживаниях. Опишите квартиру или дом, в котором выросли или живёте сейчас. Напарник должен нарисовать план по вашему рассказу. Сверьтесь. Поменяйтесь местами. Третий этап. Многоплоскостное внимание (или раздвоенное внимание). Человек способен распределять свое внимание в нескольких плоскостях. Например, во время игры в карты, вы можете подпевать играющей музыке и параллельно поглядывать на часы, боясь опоздать на встречу с друзьями. С физиологической точки зрения этот процесс не одновременный – действия следуют друг за другом, но при нём сохраняется внешнее ощущение единства. Для артиста сцены очень важно добиться во время игры такой «одновременности» внимания сразу к нескольким предметам. Ведь быстрое переключение с одного объекта на другой создает у зрителя ощущение целостности и непрерывности действия. Упражнения: 1. Возьмите коробку спичек или колоду карт. Вы должны считать количество спичек в коробке, доставая их по одной, или складывать карты по масти, при этом параллельно рассказывая сказку или стих. 2. Парное упражнение. Попросите партнёра написать на листке какое-нибудь уравнение (например, 125х37=) и принимайтесь за решение. Напарник в это время должен всяческими способами вас отвлекать. Четвёртый этап. Внимание как средство добывания творческого материала. «Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни». Он должен постоянно совершенствоваться, развивать все свои навыки. Один из них – внимание, тренируется наблюдательностью. По сути, нужно к окружающему миру относиться как Шерлок Холмс, стараясь замечать и запоминать различные детали, которые способны охарактеризовать предмет. Упражнения: 1. Подумайте и постарайтесь проследить во времени, как изменилась улица, на которой вы живете. Например, со времени школы, института. Каждый раз, проходя по ней, обращайте внимание на все перемены, которые происходят. 2. Замечайте на улице людей разных интересов, характеров, типажей. Ведите дневник, записывайте туда свои наблюдения.


Самое обсуждаемое
Уралец работал в саду и нашел яйцо динозавра Уралец работал в саду и нашел яйцо динозавра
К какой группе животных относится морская мышь К какой группе животных относится морская мышь
Рот на замок: почему дети не расскажут об изнасиловании? Рот на замок: почему дети не расскажут об изнасиловании?


top