Рисунки когда дом становится опасным. Тема: Когда дом становится опасным. (1 урок) (Огонь друг или враг). Ножом пользоваться под присмотром взрослых

Рисунки когда дом становится опасным. Тема: Когда дом становится опасным. (1 урок) (Огонь друг или враг). Ножом пользоваться под присмотром взрослых

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 11 г. Лениногорска »

«Начальная школа XXI века»

4 класс

Окружающий мир

«Когда дом становится опасным. »

Подготовила

Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Саримова Лилия Фоатовна

Лениногорск 2016 г.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные

Ученик научится:

  • Называть правила поведения при возникновении пожара;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Универсальные учебные действия

Познавательные

  • Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • Давать определение понятиям о безопасном поведении дома;
  • Делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные

  • Осознавать границы собственных знаний и умений по теме « Когда дом становится опасным»;
  • Формулировать тему, удерживать цель и задачи;
  • Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  • Взаимодействовать (сотрудничать) при работе в паре, в группе;
  • Формировать умения формулировать и объяснять задание;
  • Формирование умения слушать и понимать речь других.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Формировать умения самоопределения – осознавать значение учебной деятельности.

Тема урока "Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг"

Цель: организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся по теме урока, создать условия для знакомства с возможными опасными ситуациями, формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание; формировать навыки безопасного поведения.

Учебные задачи:

  1. Создавать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
  2. Создавать условия для развития у умения структурировать информацию.
  3. Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  4. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
  5. Выяснить, почему огонь называют и другом, и врагом.
  6. Узнать причины возникновения пожара.
  7. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно - методическое обеспечение

Программа «Окружающий мир» 1-4 класс / Н.Ф. Виноградовой - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012.

Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Окружающий мир: учебник для 4 класса 1 ч.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014.

Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:

Компьютер, мультимедийное оборудование;

Учебник «Окружающий мир» ч. 1;

Карточки с заданиями для работы в парах и группах;

Тест для самостоятельной работы;

Картинки с изображениями жизненных ситуаций.

Толковый словарь

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности .

Если спички в руки взял,

Сразу ты опасным стал-

Ведь огонь, что в них живет

Много бед всем принесет!

Учитель: А сейчас ребята все смотрим на экран. (Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»)

Как вы думаете о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Ответ: О правилах поведения во время пожара

  1. Подведение к проблеме (слайд 1)

Учитель: Чем похожи картинки?

Ответ: Русская народная сказка «Теремок»

Учитель: Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок».

Ответ: Русская народная сказка «Руковичка».

Ответ: В.В.Бианки «Теремок», А.Толстой «Теремок».

Учитель: Ребята татарские народные или авторские сказки с таким же сюжетом вы знаете?

Как переводится на татарский язык «Теремок» и «Руковичка».

(слайд 2)

Учитель: Рассмотрите картинки и найдите отличие?

Ответ: В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом оказывается опасностью.

(слайд 3)

Учитель: Как вы понимаете смысл этих слов. Мой дом –моя крепость. (Человеку в доме должно быть спокойно, не страшно.)

Учитель: Назовите жанр этого произведения. (Устное народное творчество. Пословица.)

Учитель: Ребята сегодня на уроке мы будем работать в группах. У вас на столах лежат задания № 1.Вы должна правильно соединить начало пословицы с продолжением.

1. В гостях хорошо, моя крепость.

2. Дом красится полная чаша.

3. Дом как а дома лучше.

4. Мой дом- хозяином.

5. Горе тому, хозяйка плоха.

6. Коли изба крива- у кого много всего в дому.

7. Худо жить тому, кто непорядком живет в дому.

8. Мило тому, у кого ничего нет в дому.

Учитель: Ребята а сейчас скажите мне пожалуйста какие пословицы к каким картинам подходят. (слайд 4)

Ответ: Первые четыре относятся к первой картине, остальные ко второй.

Учитель: Ребята после выполнения этого задания к какому выводу мы придем?

Ответ: Дом может быть не только крепостью, но там нас ожидают и опасности.

III. Формулирование проблемы

Учитель: Итак, наш дом является крепостью или опасностью?

Какую проблему сегодня решим на уроке?

IV. Составление плана исследования (слайд 5)

  1. Выдвижение гипотезы решения проблемы

(является крепостью, потому что…; является опасностью, потому что…)

Учитель: Ученики которые считают, что дом является «крепостью» пересаживаются за зеленые столы. Кто думает, что дом это «опасность» занимают места за красными столами.

Учитель: Ребята, как и где можно проверить эти высказывания

Ответ: Мы можем посмотреть в словарях, спросить у учителя или у родителей, в интернете, в учебнике.)

Учитель : Вы к сегодняшнему уроку должны были дома собрать нужный материал. Найти определения, нарисовать рисунки и все это принести на урок. Вы готовились дома?

V. Выбор методов исследования. Сбор, обработка информации.

Учитель: Задание первое. Группы за зелеными столами ищут по словарю толкование слова «крепость», а за красными столами по компьютеру толкование слова

«опасность».

Ответ: Два ученика по желанию читают ответы на вопросы.

Учитель: Следующее задание тоже связано с уроком чтения, на ваших столах лежат задания № 2. Вы должны найти правильное высказывание о каждой сказке и соединить.

«Спящая красавица» нельзя играть со спичками.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не открывай дверь чужим.

«Волк и семеро козлят» будь осторожен с колющими

Режущими предметами.

«Колобок», «Красная Шапочка», слушай старших.

«Кошкин дом»

Учитель: Ребята, к какому выводу пришли после выполнения этих заданий?

Ответ: Дом опасен. (Ответы всех групп одинаковые.)

Учитель: А какие-нибудь татарские сказки вы знаете с похожим сюжетом.

Ответы: « Каза и овца» Г. Тукай, « Болтливая утка» А.Алиш.

Учитель: Какие предметы опасны в доме?

Ответ: Газовая плита, лекарства, электроприборы, ножницы, ножи…

Учитель: Раз эти приборы опасны, значит их не должно быть в доме?

Ответ: Нет без них люди не могут обходится, нужно знать правила пользования этими предметами.

Учитель: Давайте мы сейчас отдохнем и за одно эти правила вспомним.

VI. Физкультминутка.

Игра «Я-не я».

Учитель: Я читаю стихотворение, а вы отвечаете «или я, или не я». Если говорите «не я» -одно приседание.

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над газом?

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

Столб огня чердак объял,

Кто там спички зажигал?

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые предметы?

VII. Анализ и обобщение полученных материалов

Работа в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Общающиеся в парах разрабатывают правила безопасности

«Как уберечь себя от ожогов при пожаре», «Как правильно дышать, если кругом дым»,

«Лекарство- это опасно!», «Как правильно пользоваться газовой плитой». (слайд 6)

Учитель: Сейчас командиры каждой группы подходят ко мне и выбирают для проектной работы тему и нужные пособия. (На учительском столе лежат учебники, толковые словари, картины по темам, планшеты, ножницы, клей, фломастеры.) Остальной материал дети готовили дома, это было домашним заданием.

VIII. Подготовка отчета исследования.

Учитель: Работаем в группах по выработке правил поведения в доме по безопасности. Каждая группа собрали информацию и сейчас оформляют свою проектную работу. (Группы работают)

Ребята пока вы работаете я расскажу вам, что такое огонь, и чем он опасен для жизни человека. А рассказ свой я начну с определения огня, которое дал В.Даль в Толковом словаре русского языка: «Огонь - явление горения, высшая степень жара, которая проявляется сгущенным светом, соединением тепла и света при сгорании тела».

Чаще всего пожар возникает из-за нарушений правил пожарной безопасности при неправильном пользовании бытовой техникой, газовыми и отопительными приборами,

Пожар ребята очень опасен открытым огнем, высокой температурой воздуха. С давних времен известно, что пожар легче предупредить, чем погасить. Огонь – враг, если человек к нему относится небрежно. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет для себя хоть малейшую лазейку. Он уничтожает все, что человек создавал долгими годами упорного труда.

В прошлом году в нашем районе, в деревне Старый Кувак произошла очень страшная трагедия. Во время пожара погибли пятеро маленьких детей и их мама. Причина пожара неисправность электропроводки.

IX. Отчет исследования с демонстрационным материалом. Обсуждение итогов завершенной работы.

Учитель: -Так дом –крепость или опасность? Я хочу услышать ваши ответы. Каждая команда защищает свою проектно-исследовательскую работу.

Ответ: Дом –крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)

X. Систематизация знаний. (тест)

Учитель: А сейчас ребята чтобы закрепить наши знания ответим на вопросы теста «Правила безопасности»

  1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился провод от телевизора. Что нужно сделать?

А) Выключить телевизор.

Б) Позвать кого-нибудь на помощь.

В) Попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных.

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа.

Что ты сделаешь?

А) Пойду понюхаю, откуда пахнет.

Б) Первым делом зажгу и спичкой проверю, откуда идет газ.

В) Открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04

И все это буду делать, не включая света.

  1. В доме ты один. Пришел со школы. На кухне когда делал бутерброд, порезал палец. Что делать?

А) обработать перекисью водорода

Б) заплакать

В) вызвать скорую

4. Ты смотришь в окно. В соседнем доме напротив из окна идет дым. Какой номер

Телефона ты наберешь?

А) 03

Б) 01

В) 02

Г) 04

Проверка тестов (слайд 7) Самооценка.

№ п/п

«Огонь – друг и враг»

Оцени себя

Знаю причины возникновения пожара.

Понял, почему говорят: «Огонь - друг и враг».

Запомнил правила поведения при пожаре.

Активно работал в паре.

Активно работал в группе.

Проверка.

XI. Рефлексия. Итог урока.

Продолжи фразу:

Я знаю …

Я умею…

Я научился…

Учитель: Ребята на этом я хочу закончить наш урок. Теперь я спокойна, вы знаете и всегда будете выполнять правила безопасности в доме.

Приложение 1: Презентация

Приложение 2: Учебно- методическое обеспечение .


Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Цели урока.

1. Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознания границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным” ; развитие умений в определении темы и целей урока, умений самостоятельно решать проблемные задачи, способностей к самоконтролю и контролю.

2. Развитие личностных действий учащихся через формирование умений высказывать свое личное мнение, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.

3 .Развивать коммуникативные учебные действия через групповую форму работы, формирование восприятия целостной картины безопасных норм поведения, и их соблюдения.

4. Развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично - поисковой деятельности при изучении темы.

Методическое обеспечение к уроку.

Учебник “Окружающий мир”, рабочая тетрадь, презентация “Когда дом становится опасным”, тест.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Как называется раздел, над которым работаем? (Ты и твое здоровье)

Тема урока “ Когда дом становится опасным. (3 слайд)

Работа с учебником.

Откройте содержание учебника, стр.125. Найдите название темы урока.

Опасности в доме могут возникнуть разные, а какие ситуации предлагает нам учебник?

Огонь - друг и враг.
Как уберечься от ожогов.
Как дышать, если кругом дым.
Острые предметы - это опасно!
Как пользоваться газовой плитой.

Работаем с компьютером.

Вот эти ситуации мы и рассмотрим на уроке. Материал большой, поэтому работаем в группах.

II. Распределение работы в группах. (4 слайд)

1 гр. - Огонь - друг и враг.

2 гр. - Как уберечься от ожогов.

3 гр. - Как дышать, если кругом дым.

4 гр. - Острые предметы - это опасно!

5 гр. - Как пользоваться газовой плитой.

И остается материал “Работаем с компьютером”, его проработаем индивидуально.

По какому плану мы рассматриваем обычно опасные ситуации?

1. Причины опасностей.

2. Как вести себя?

В зависимости от материала вы вправе предложить свой план.

На работу групп отводится 15 минут. Если потребуется, вы можете обратиться ко мне за помощью.

(Учащиеся работают в группах самостоятельно, распределяя функции.

Учитель осуществляет частичный контроль и направляет работу групп).

III. Обмен полученной информации.

Активизация внимания.

Вы сейчас будете делиться информацией, вы вправе дополнять, но затем вам необходимо будет выполнить тест по новому материалу. Поэтому будьте внимательны!

1. Огонь друг и враг.

Дети зачитывают план и знакомят с содержанием класс.

1) Когда огонь является другом, а когда огонь – враг.

2) Причины возникновения пожара.

3) Как вести себя во время пожара.

Просмотр презентации во время сообщения детьми материала.

Если в доме возник пожар, сразу убегай.

Выводи из горящего дома малышей.

Не прячься в горящем доме.

Не пытайся тушить пожар.

Звони по телефону 01.

И еще хотелось бы добавить одно правило: не поддавайтесь панике и не теряйте самообладание. (Это правило положительно работает и в любой другой ситуации)

Приблизительный план.

1) Причина возникновения ожогов.

2) Как вести себя, чтобы не получить ожоги.

Просмотр презентации во время сообщения.

Проходя мимо кухонной плиты, не зацепись рукой за ручку сковороды или кастрюли.

Не снимай крышки с кастрюль, в которой кипит вода.

Не переноси кастрюли с горячей жидкостью.

Прежде чем входить в воду в ванне, проверь пальцем, не слишком ли она горячая.

Открывая кран с водой, начинай с холодной, а потом постепенно добавляй горячую воду.

Дополнительная информация.

Если получил ожог, подержи обожженное место под холодной водой.

Если на месте ожога оказался пузырь, почему его нельзя прокалывать? (Чтобы не занести инфекцию)

3. Как дышать, если кругом дым.

Приблизительный план.

1) Чем опасен дым во время пожара?

2) Как вести себя, если увидел дым.

Просмотр презентации после ответа.

Немедленно покинь помещение.

Если невозможно покинуть помещение, то плотно закрой дверь в комнату, в которой что-то горит.

Заткни дверные щели любыми тряпками.

Зови на помощь.

Дыши через мокрую тряпку.

4. Острые предметы - это опасно.

Приблизительный план.

Чем опасны острые предметы?

Что нужно делать, если порезан палец или поцарапана рука?

Просмотр презентации.

Место ссадины или ранки промой кипяченой водой.

Вокруг ранки помажь йодом. (Саму ранку нельзя мазать, а почему? Можно получить еще и ожог).

Наложи повязку или заклей специальным пластырем.

Если кровь не останавливается, подними руку вверх.

Покажи рану взрослым.

5. Как пользоваться газовой плитой.

В домах есть электрические газовые плиты. Как пользоваться газовой плитой?

Приблизительный план.

Зачем детям нужно уметь пользоваться газовой плитой?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать неприятностей?

Просмотр презентации.

Прежде чем зажечь плиту, закрой на кухне окно.

Сначала зажги спичку, а затем открой газовую горелку.

Не накрывай кастрюлю крышкой. (Это правило необходимо соблюдать при использовании и электрических, и газовых плит)

Пока плита включена, не отвлекайся ни на какие другие дела.

Кто помнит, какую работу теперь вы должны выполнить?

1. Работа над тестом. Выбери правильный ответ.

Огонь – друг и враг?

Часто причиной пожара являются:

а) зажигалка; б) утюг; в) газовая плита; г) человек.

Если в доме возник пожар:

а) останься дома и попытайся потушить пожар;

б) не прячься в горящем доме и не пытайся тушить пожар. Срочно покинь дом.

При пожаре звони:

а) 01; б) 02; в) 03; г) 04.

Как уберечь себя от ожогов

Открывая кран с водой начинай:

а) с холодной, а затем добавляй горячую воду;

б) с горячей, а затем добавляй холодную воду.

Как дышать, если кругом дым?

Увидев дым:

а) открой окна и проветри помещение;

б) немедленно покинь помещение.

Дыши через:

а) мокрую тряпку;

б) сухую тряпку.

Острые предметы – это опасно!

Если порезан палец или поцарапана рука:

а) промой водой из под крана;

б) промой кипяченой водой.

Если кровь не останавливается:

а) подними руку вверх;

б) опусти руку вниз.

Как пользоваться газовой плитой.

Что сначала:

а) зажги спичку, а потом открой газовую горелку;

б) открой газовую горелку, а затем зажги спичку.

V. Самопроверка тестов по образцу. Учитель предлагает для самопроверки тест с ответами, в котором допущены ошибки. Задача учащихся при проверке найти неверно подчеркнутые ответы. (Презентация)

Проверьте, вы согласны с данными ответами.

VI. Самостоятельная работа в тетрадях.

Правила работы с компьютером

Откроите тетради на стр.26, № 73.

Пользуясь материалом учебника стр. 71, составьте памятку “Правила работы с компьютером” и кратко запишите ее в тетрадь. Если сможете, дополните памятку другими правилами работы с компьютером.

1. Сиди от монитора на расстоянии 50-70 см.

2. Картинка должна быть не слишком блеклой и не слишком яркой.

3. Работай в день не более 10 минут

4. Сиди за компьютером ровно.

VII. Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока.

После нашего урока, что вам захочется рассказать дома?

Цель урока:

Формирование у учащихся регулятивных учебных действий через осознание границ собственных знаний и умений по теме “ Когда дом становится опасным”

Задачи урока

1.. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;

Формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;

- выработка чувства гражданственности, воспитание личности, стремящейся активно участвовать в здоровом образе жизни, воспитание уважения к себе как к носителю информации.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;

Формировать у учащихся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;

Развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;

Продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;

Развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;

Планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- дать возможность учащимся самостоятельно вывести правила поведения в доме;

Развитие умственных учебных действий через решение проблемных задач, частично-поисковой деятельности при изучении темы.

Оборудование

Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века) - стр. 80-83;

Компьютер, мультимедийный проектор.;
программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.;
раздаточный материал – Приложения.

Тип урока

Комбинированный

Роль и место темы в курсе

данный урок входит в раздел «Ты и твое здоровье» и является вторым уроком данного раздела по изучению правил поведения дома.

Формы организации учебной деятельности

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • фронтальная

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 2

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки .

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне.

Сегодня будем работать в группах. У каждой группы на столе лежит оценочный лист (Приложение 1). В течение урока вам необходимо заносить в него оценки, которые получите при выполнении каждого задания. В конце урока каждый из вас получит итоговую оценку за урок.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность

2.Актуализация знаний.

1. Повторение изученного ранее материала.

7 минут

На прошлом уроке мы познакомились с опасностью, которая подстерегает нас дома, ПОЖАРОМ.

1. Игра “Это я, это я, это все мои друзья”

Ведущий:

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Ребята:

Ведущий:

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Ребята:

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушел?

Ведущий:

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?

2. Выступления детей об огне Слайды 3, 4 (Приложение 2)

3. Рассказы детей о причинах возникновения пожара и правилах (по картинкам и плакатам на доске).

Организует проверку домашнего задания, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Оценивает ответы учащихся.

Проводит игру.

Выступают с сообщениями о получении огня древними людьми, о применении огня Слайды 3, 4

Рассказывают о причинах возникновения пожара и правилах (по картинкам и плакатам на доске).

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

2. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

Установить межпредметные связи.

5 минут

Чем похожи картинки? Слайд 5 (русская народная сказка «Теремок»)

Назовите сказки, у которых сюжет похож на сюжет русской народной сказки «Теремок». (Русская народная сказка «Руковичка», В. В. Бианки «Теремок», А. Толстой «Теремок») Слайд 6

Рассмотрите картинки и найдите отличие? Слайд 7

(В первом случае животные собираются в доме, потому что стены дома защищают. Во втором случае наблюдаем, что дом может оказаться опасностью.)

Выводит картинки с помощью проектора на экран.

Задаёт вопросы, определяет задания

Сравнивают картинки, вспоминают сказки, оценивают ответы.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Устанавливать межпредметные связи.

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Слайды 8-13 Физминутка для глаз (Приложение 3)

3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока. Слайд 14

1. Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

Согласовать цель и тему урока.

Ребята, как вы думаете, какую проблему надо сегодня решить на уроке?

Наш дом является крепостью или опасностью?

Как вы думаете, что нам нужно сделать для того, чтобы решить эту проблему?

Организовывает

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Формулируют тему урока, ставят учебные задачи (записи вопросов появляются на доске).

Формулируют главный вопрос урока " Наш дом является крепостью или опасностью?"

Личностные:

возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности

Регулятивные :

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

2. Организация действий, направленных на решение проблемы

5 минут

1. Работа в группах

1 группа (Приложение 4) : Соотнести сказки с нарушениями правил безопасности

- “Спящая красавица” - не открывай дверь чужим

- “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - слушай старших

- «Волк и семеро козлят” - будь осторожен с колющими и режущими предметами - «Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса” - чрезмерное доверие к незнакомцам

- «Кошкин дом» - нельзя играть со спичками

2 группа (Приложение 5): Собери стихотворение. О каких нарушениях правил безопасности говорится в стихах?

3 группа (Приложение 6): Прочитайте пословицы и соотнесите их с картинками.

4 группа (Приложение 7): распределить правила безопасности по группам.

2. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп.

Итак, наш дом является крепостью или опасностью?

Дом опасен.

Выдвигает проблему. Организует учащихся для работы в группах.

Уточняет понимание учащимися поставленной задачи при работе в группах.

Организует работу учащихся с представленными материалами.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся и сформулировать выводы.

Устанавливают данные в предложенных материалах соответствия, утверждения.

Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний.

Формулируют и представляют выводы и задачи на урок:

Мы узнаем, какие опасности подстерегают нас дома;

Мы научимся предупреждать эти опасности и избегать их.

Познавательные: формирование умения работать с информацией; уметь проводить сравнение по заданным критериям; выявляют эффективные способы решения учебной задачи

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли; уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность

4. Первичное усвоение новых знаний 10 минут

1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока.

2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1. Какие предметы опасны в доме? Слайд 15

2. Раз данные предметы опасны, значит их не должно быть в доме?

Конечно, они в доме нужны. Только нужно соблюдать правила безопасности. Мы об этих правилах говорили на уроках Окружающего мира в предыдущих классах и на занятиях по безопасности. Поэтому многие правила вам знакомы.

3. Работа в группах по выработке правили поведения в доме по безопасности.

1 группа : Правила пользования острыми предметами

2 группа : Правила пользования плитой

3 группа : Правила пользования предметами бытовой химии и лекарствами

4 группа : Правила пользования компьютером

4. Анализ и обобщение полученных материалов. Отчёты групп.

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Организует групповую работу учащихся.

Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Вспоминают правила работы в группе.

Работают в группах.

Обсуждают работу каждого в группе. Командир оценивает, аргументируя свою оценку

Регулятивные:

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные:

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;

Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)

Коммуникативные:

Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.

Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации

Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

Слайд 16 Физминутка

Игра “Я - НЕ Я”. Читаю стихотворение, а вы отвечайте «или я, или не я». Если говорите «не я» - одно приседание.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг? ...... не я

Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?..... не я

Стол и шкаф сгорели разом,
Kто сушил белье над газом?...... не я

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер? ...... не я

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал? ...... не я

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву? ....... не я

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы? ....... не я

5. Первичное закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися. 7 минут

1.Оценить, как изменились знания по теме

2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока

3.Оценить собственную учебную деятельность

Подведение итогов

1. Так дом - крепость или опасность?

(Дом – крепость, когда соблюдаешь правила безопасного поведения в доме.)

2. Работа с учебником: стр. 80-83. Прочитать, сформулировать главную мысль

1, 2 группы - первая статья

2, 4 группы - 2 статья

3. Видеофильм "Если ты остался дома один" (Приложение 8)

4. Обобщение "Домашние опасности" (Приложение 9) (уроки тётушки Совы)

5. Систематизация знаний. Ответим на вопросы теста «Правила безопасности» Слайды 17-20

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать?

2. Ты возвращаешься домой и видишь, что с тобой в лифт заходит незнакомый человек. Что ты сделаешь?

3. Ты остался дома один. В дверь позвонил незнакомый человек и попросил о помощи. Что ты сделаешь?

4. Соотнеси номера телефонов и служб:

а) 03 б) 01

в) 02 г) 04

4. Самопроверка тестов. Самооценка

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника (стр. 80-83) .

Организует опрос учащихся.

В течение этапа

работы групп выступает

наблюдателем, помощником, координатором действий.

Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы, заносит в таблицу правильные варианты ответов.

Дети ведут сочетательный диалог с учителем.

Работают с текстом учебника (стр. 80-83) , анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте.

Обмениваются информацией, дополняют ответы других.

Оценивают свою работу.

Личностные:

формирование уважения к иному мнению

Познавательные:

владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем;

систематизируют и анализируют информацию;

строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

Коммуникативные:

умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.

Регулятивные:

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Предметные:

получение новых знаний по теме урока;

умение работать с учебником.

6. Итог урока. Домашняя работа.

Дать качественную оценку работы на уроке.

1. Давайте подведем итог нашей работы. Слайд 21

Продолжите фразу:

Я знаю…

Я умею…

Я научился…

2. Выставление оценок в группах по Оценочному листу

3. Назовите главные слова нашего урока (синквейн)

Нарисовать плакаты - правила домашней безопасности

Сочинить стихотворение (домашняя безопасность)

Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод.

Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения.

Чтение синквейна.

Коммуникативные:

умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;

умение формулировать точку зрения;

умение аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

умение обобщать информацию

Регулятивные:

7. Рефлексия.

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

1. Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?

Слайд 22

Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.

Организует диалог с учащимися.

Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет.

Оценка эмоционального состояния на занятии.

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения.

Личностные:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные: Умение выражать свои мысли

Познавательные:

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предварительный просмотр:

Как пользоваться? Лекарства принимать по назначению врача. Разноцветные таблетки – это не всегда витамины. Пробовать на вкус любую красивую жидкость. Моющие средства использовать согласно инструкции.

Как пользоваться? Использовать включенный газ, как способ согреться. Не пытаться самостоятельно отремонтировать неполадки в плите. Не оставлять без присмотра посуду на включенной плите.

Как пользоваться? Не пользоваться прибором с оголенным проводом. Электроприборы выключать из розетки при уходе из дома. (кроме холодильника) Пытаться самим отремонтировать неисправные приборы. Горячий утюг ставить на «подошву». Влажными руками не прикасаться к электроприборам.

Я знаю … Я умею… Я научился… Продолжи фразу

Благодарю за внимание!


Тема: Когда дом становится опасным. (1 урок) (Огонь друг или враг)

Дата проведения: 2 четверть.

Цели:

Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем;

Обеспечить усвоение учащимися правил пожарной безопасности, учить соблюдать их;

Учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения;

Учить давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Задачи:

1. Закреплять полученные знания и навыки обучающихся по правилам противопожарной безопасности.

2. Расширить представления обучающихся об опасностях, связанных с огнем.

3. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

4. Развитие мышления,

Формирование УУД:

Учащиеся получат возможность проявлять познавательную инициативу в оказании помощи при работе в команде;

Учатся контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий;

Учащиеся сотрудничают с соседом в команде, умеют договориться и прийти к нужному ответу;

Анализ системы заданий, самоконтроль, коммуникативные умения, оказание взаимопомощи в условиях групповой работы

Тип урока: комбинированный

Методы : эвристический метод, исследовательский метод,

Оборудование: мультимедийное оборудование; выставка детских книг: Б.Житков: «Пожар в море», Л.Н.Толстой: «Пожар», С.Я.Маршак: «Пожар», «Кошкин дом», К.И.Чуковский: «Путаница»; В. Гальченко «Огонь невидимка», «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; раскраска пожарной машины и пожарного - 23 шт.; кроссворды «Противопожарная безопасность»-6 шт.; комплект задания «Собери ромашку» - 6 шт.; клей-6 шт. 6 сигнальных кубиков;

Учебники: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 - М.: Вентана - Граф, 2010, листочки для записей, таблички для выступающих учеников.

Технологии: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии, интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии, групповые формы обучения.

Ход урока

1. Организационный момент:

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

2. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы изучаем? (“Ты и твое здоровье»). О чем уже вы узнали в этом разделе?

- (О правилах здоровой жизни…)

У: Могут ли квартира и улица стать опасными для жизни?

Вы дома должны были вспомнить сказки, в которых нарушены основы безопасности жизнедеятельности, что привело к печальным последствиям.

Ответы обучающихся.

3. Сообщение темы и цели урока

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит.

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Д. Корней Иванович Чуковский. «Путаница».

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в «Путанице»?

Д. Игра лисичек со спичками привела к пожару.

Горим! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь на новый дом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. «Кошкин дом».

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. «Дядя Степа».

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

Определите тему нашего урока.

(Ответы ребят).

Да. И тема нашего урока … (слайд).

Мы сегодня поговорим о пожаре.

- А как вы думаете, огонь - это друг или враг?(ответы детей)

- У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь - враг. В конце урока мы должны разрешить эту проблему.

На доске:

Для этого какой союз и знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз «и».

«Огонь - друг и враг».

Огонь, ребята, и друг, и враг человека. Когда он - друг?

(Ответы детей)

Какова цель урока? Продемонстрируем знания, умения и навыки обращения с огнём, узнаем новые сведения об огне, поучимся правильно действовать в случае пожара.

Инсценировка (выходят Огонь и девочка)

Огонь (Егор):

Я - огонь, я - друг ребят.

Но, когда со мной шалят,

Становлюсь тогда врагом

И сжигаю все кругом.

Спичка:

Человеку друг - огонь

Только зря его не тронь!

Если будешь баловаться,

То беды не миновать,

От огня несдобровать!

Огонь:

Огонь силен - он может сжечь деревню,

Он беспощаден, зол, напорист, груб.

И сгубит он столетние деревья

Быстрее, чем умелый лесоруб.

Спичка:

Знайте, в гневе он сердит:

Ничего не пощадит!

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом.

А взметнувшись до небес,

Перекинется на лес.

Огонь:

И там, где он проходит,

Сгорает лес, сгорает весь дотла.

Недаром поговорка есть в народе:

«Бояться как огня».

Спичка:

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

Огонь: Говорим огонь наш друг!

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нём забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнём.

Тут он страшен и суров-

И от дома куча дров.

У: - Поднимите руки, кто из Вас видел огонь? Какой он? Как он выглядит?

(Ответы ребят).

Выступление эксперта (Лиза) (слайд):

-(с учебника с. 67) Примерно 2 миллиона лет назад на территории Африки появились первые люди. Сначала они не умели пользоваться огнем. Пожары, молнии, извержения вулканов вызывали у первобытных людей ужас, и они в страхе бежали от огня. Но со временем человеку удалось приручить огонь, подаренный природой (например, сохраненный после лесного пожара). Его берегли, постоянно поддерживали. Не удивительно, что того, по чьей вине костер затухал, ожидало суровое наказание.

Затем люди научились добывать огонь. Археологические раскопки показывают, что более миллиона лет назад люди уже могли получать огонь трением деревянных дощечек друг о друга или высекая искру ударом камня о камень.

Работа по учебнику с рубрикой «Выскажем предположения» на с. 66.

Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар» и скажите, кем почувствовала себя Лена, оставшись дома одна.

Как вы думаете, почему произошла эта история? Давайте разбираться.

Работа в группах по учебнику (слайд)

Рассмотрите рисунки с. 68 и составьте на листочках памятку правил поведения, которые необходимо выполнять при использовании огня. Используйте подсказку (опорные слова)

(Чтение рубрики «Обрати внимание» Чтобы не приключилась беда, крепко-накрепко запомните: если в доме возникает пожар, а взрослых нет, сразу убегайте. Выводите из горящего дома малышей. Никогда не прячьтесь в горящем доме и не пытайтесь тушить пожар самостоятельно. Когда вы будете в безопасности, звоните «01» и зовите взрослых).

Сообщение работника МЧС(Граубергер А.А.) , пожарного.

Учитель:

Сегодня на уроке у нас присутствует эксперт по противопожарной безопасности. У него есть для вас интересная и важная информация.

В 2001 г. пожарная служба переводится из МВД под руководство МЧС. На данный момент имеется 3 автоцистерны, оснащенных всеми необходимыми принадлежностями для эффективного пожаротушения (в 1 машине 2,4 т воды), прикомандирован автомобиль быстрого реагирования(АБР), для ликвидации последствий ЧС. Начальник отдела ….., на данный момент работает …. человека бойцов и водителей. + статистика пожаров в поселке и районе (погибли, получили травмы)

Раньше эта служба называлась: пожарная охрана, а теперь служба спасения - министерство по чрезвычайным ситуациям.

Раздать детям «Памятка «Как вести себя на пожаре»

  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.
  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.
  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Учитель:

На борьбу с огнём направляются смелые и отважные люди. Они, бросаясь в огонь и дым, спасают людей, имущество, даже ценой своей жизни.

Но отвагой на пожаре отличаются не только пожарные, но и обычные люди. О таких героях пишут в книгах, газетах.

Ученик:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? (С. Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”) Слайд...

О пожарах много написано книг, снято фильмов и мультфильмов.

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья!»

А теперь поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать: «Это я, это я, это - все мои друзья!», если согласны или

молчите, если не согласны.

Кто задорный и веселый, Верность правилам храня,
Бережет родную школу От огня?

Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из Вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!» Это я, это я, это - все мои друзья!!!

Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём? (молчание)

На привале кто в лесу жег засохшую сосну?

А потом так поспешил, что костер не затушил. (молчание)

Кто от маленькой сестрички

Прячет, дети, дома спички? Это я, это я, это - все мои друзья!!!

Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел! (молчание)

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? Это я, это я, это - все мои друзья!!!

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»? Это я, это я, это - все мои друзья!!!

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Это - я, это - я, это все мои друзья!

Учитель: Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята вблизи строений или строительных площадок. Нередко ребята играют на чердаках и подвалах жилых домов, балуются со спичками, не задумываясь о последствиях.

Игра «Чёрный ящик» в котором лежат предметы, связанные с пожарной безопасностью.

Назовите предметы, играть с которыми опасно, от которых может произойти пожар.

(Спички, зажигалка, газ, плита, электроплитка, свеча, бенгальские огни, электроприборы, лампочка и т.д.).

Каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?

(Вывесить причины пожара на доску, хором читаем причины).

Причины пожара:

Нельзя играть со спичками.

оставлять без присмотра электроприборы.

Курить в постели.

Разводить костры в близи строений.

Сушить бельё над плитой.

Включать в розетку 2 электроприбора большой мощностью.

Захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации.

ФИЗМИНУТКА

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить «Я!» - то хлопаете в ладоши.

Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: «Не я!» - то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,

Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом,

Незнакомые предметы?

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»

1ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

2 ученик: Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый -

Наш надежный старший друг.

4 ученик: Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

5 ученик: Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

6 ученик: Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнем осторожны, дети,

Твердо запомните правила эти.

Тест

1. Ты один дома, смотришь любимую передачу, и вдруг у тебя задымился телевизор. Что нужно сделать? (слайд)

а) Залить телевизор водой

б) позвать кого-нибудь на помощь

в) попытаться потушить, а если не получится, вызвать пожарных

г) отключить ток, накинуть па телевизор плотную ткань, позвонить по телефону 01

2. Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь? (слайд)

а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ

б) пойду понюхаю, откуда пахнет

в) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04 и все это

буду делать, не включая света

г) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут

3. В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать? (слайд)

а) Убежать

б) закричать

в) вызвать пожарных

г) спрятаться

4. Телефон при пожаре (слайд):

Проверка тестов (слайд). Самооценка

Работа в группах. (Задания для каждой группы в конверте). Ситуации при пожаре. Ваши действия.

1.Что нужно сделать, если вы увидите, что начинается пожар?
(один ученик звонит по телефону, по номеру 01 и неправильно сообщает о пожаре. Кто его исправит?) - Говорить нужно чётко и быстро. (Сообщить что горит, точный адрес, назвать фамилию, если нет телефона позвать соседей или кричать с балкона).
(На экране высвечивается картинка и «01») - А как вы думаете, почему номер пожарной охраны такой простой? (Правильно, во время пожара дорожишь каждой секундой, ведь огонь не ждёт, а пламя может быстро разгореться. А номер «01» можно набрать даже в темноте).

2.У Вас загорелся телевизор. Ваши действия? (отключить телевизор от электросети, накрыть влажным одеялом, при необходимости вызвать пожарных).

3.В квартире неожиданно начался пожар. (На экране картинка: «Пожар в квартире»). Ваши действия? (Прячутся под стол и в шкаф, открывают окна, двери). Правы ли ребята?

4.На ребёнке загорелась одежда. Ваши действия (Начинают бегать по комнате). Как нужно правильно поступить? (Упасть на пол, землю, снег, траву), покататься, накрыть влажной тряпкой, бежать нельзя, огнетушителем тушить нельзя).

5.Как можно сообщить о пожаре?

(Кричать, сказать взрослым)

Сигнал пожарной тревоги!!! (включить)

6. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

(На доске:

  • Тревога.
  • Вызов пожарной охраны.
  • Эвакуация.
  • Сбор (место заранее должно быть согласовано).
  • Перекличка)

В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

У. В каждом общественном месте есть « План эвакуации». Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите « План эвакуации»; что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

От чего чаще всего люди гибнуть? (от огня, дыма, ядовитых газов). Дым для человека представляет большую опасность. Как нужно вести себя если вы почувствовали запах дыма или вам нужно преодолеть дымное расстояние. (Ответы ребят).

Для этого нужно запомнить :

Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись;

При сильном дыме дышать через намоченную ткань;

Если чувствуете, что задыхаетесь, опуститесь на корточки или продвигайтесь ползком к выходу внизу меньше дыма;

Обязательно закройте дверь в комнату, где начался пожар. Закрытая дверь может задержать проникновение дыма, иногда может погасить огонь, если закрыты окна. Заткнуть щели под ней мокрой тряпкой. Можно водой облить дверь и пол.

Какой можно сделать общий вывод?

(Экран - ВЫВОД: Ни в коем случае не поддавайтесь панике, не теряйте головы, не выпрыгивайте из окна).

Работа в группах «Собери ромашку»

Каждой команде предлагается комплект: зеленый и красный круги - серединки для ромашки, клей, набор лепестков с разными высказываниями:

Дети поджигают сухую траву

Дети под кроватью, задымился телевизор

Елку украшают свечами

Оставленный без присмотра включенный утюг

Дети около елки зажигают бенгальские огни

Елка установлена на полу

Дети играют в комнате

Мальчик набирает по телефону 01

Выбегая из горящей комнаты, ребенок закрывает рот т нос платком

Дети вместе со взрослыми зажигают на улице фейерверки

(дети собирают «опасную» ромашку с красной серединкой и «безопасную» ромашку с зеленой серединкой. Выполненные ромашки прикрепить на доску)

Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?
Какое задание понравилось? Почему?
Какое задание показалось наиболее сложным?

Учитель: Подведите, дети, итог:

Что вам дал безопасности урок?

Как пожара избежать?

Можно ли с огнем играть?

Ученик (Настя): Без огня на свете плохо:

Ни согреться, ни сварить.

В общем, без огня, наверное,

Человеку не прожить.

Дом огонь нам освещает,

Металл плавить помогает,

С ним уютней и теплей.

Огонек, свети скорей.

Говорим: «Огонь наш друг! »

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем.

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том,

Вы в сражении с огнем.

Подобрать загадки на тему «Освещение, огонь, тепло», раскрасить пожарную машину и пожарного. Составьте высказывания на тему: « Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?»

Нашему гостю большое спасибо за его нужный, нелегкий и опасный труд. Спасая наши жизни, они не щадят своих. Многие писатели и поэты посвятили книги этим героям. (Знакомство с выставкой книг).

Наша встреча не прошла даром. Мы научились видеть пожарную опасность у себя дома; отработали правильность вызова пожарных, т.к. каждое промедление стоит смерти людям.


Самое обсуждаемое
Уралец работал в саду и нашел яйцо динозавра Уралец работал в саду и нашел яйцо динозавра
К какой группе животных относится морская мышь К какой группе животных относится морская мышь
Рот на замок: почему дети не расскажут об изнасиловании? Рот на замок: почему дети не расскажут об изнасиловании?


top