Откуда пошло выражение "если свистеть будешь - денег не будет"? Мифы о деньгах или «не свисти – денег не будет Не свести в доме денег не будет

Откуда пошло выражение

Насвистывать любят многие. Существует даже такое музыкальное направление, как художественный свист. Но если вы засвистите в доме у русских, то рискуете вызвать как минимум раздражение. Вам тут же скажут: «Не свисти – денег не будет!» На Руси свистеть в доме издавна считалось дурной приметой. Почему?

Свист связан со стихией ветра

В древности люди придавали огромное значение различным стихиям. Свист для наших предков ассоциировался с ветром, а ветер приносил разрушения. Для крестьян сильный ветер являлся настоящим бедствием – он сушил посевы, разрушал дома, сносил ставни и крыши. А это вело к тратам и нужде. Поэтому логично, что имитация ветра в доме стала плохой приметой.

Свист раздражает домового

По старинным поверьям, домашний дух не выносит свиста и может покинуть жилище, забрав с собой достаток и благосостояние хозяев. Кроме того, свист мог привлечь в дом нечистую силу, которая принесет с собой беды и лишения. По поверью, ее представители как раз и общаются между собой при помощи свиста. Кстати, есть еще один вариант поговорки: «Не свисти – тараканы заведутся!» А тараканов на Руси всегда связывали с нечистью.

Свист – признак бездельника

Даже в наше время людей, которые не любят заниматься делом, работой или много говорят попусту, презрительно называют «свистунами». Легкомысленных женщин – «свистушками». Предполагается, что человеку, который занят, некогда свистеть. А если он вместо работы свистит, то и денег в доме не будет. Хотя это не совсем справедливо: многие вполне качественно выполняют свою работу, насвистывая при этом.

Нарушение приличий

В большинстве традиций свист считается неподобающим и даже оскорбительным в приличном обществе. По меньшей мере он способен раздражать окружающих. Хотя при чем тут примета «не свисти – денег не будет!» - неясно.

Свист - резкий звук, с которым связываются представления о призыве зла, лиха, беды, нечистой силы.

Как характерный признак приписывается демоническим персонажам, мифическим животным (преимущественно - разного рода змеям).

Он может провоцировать усиление порывов ветра, внезапное появление вихря, смерча, бури и иных стихийных явлений, связанных с вредоносными демонами, нечистой силой.

Польские поморы остерегались свистеть даже при небольшом ветерке, иначе, согласно поверью, поднимется буря.

В украинской быличке рассказывается, как люди молились и крестились при виде надвигающегося вихря, и вихрь уже миновал их, но один из жнецов свистнул ему вдогонку, и вихрь вернулся, разбросал снопы, опустошил поле, потому что "нэчыстый дух злицца вельми на свист".

Свист характерен для ряда славянских мифологических персонажей, многие из которых также ассоциируются с ветром, вихрем и подобными стихийными явлениями (например, резкий свист слышится, когда ночью бьются между собой черногорские и герцеговинские демоны непогоды - стухе, здухе).

В русских былинах образ Соловья-разбойника неизменно связывается со свистом. В полесских рассказах о грозе, буре появление черта, "злого духа", "хлопца в красном" и т. п. сопровождается свистом, иногда троекратным.

Вокруг "нечистиков" (любых нечистых духов) "слышится особенный звук - смешение вопля, стона, свиста"; у русских леший пугает путников в лесу свистом, топотом, порывами ветра, хлопаньем в ладоши; поселившаяся в доме кикимора стучит, свистит, гремит, топает, пляшет; обитающий в сарае для сена (пуне) пунник запугивает людей неестественным аханьем, храпом и свистом, жалобным воем. Как правило, именно эти демоны и сами откликаются на свист, исходящий от человека.


С помощью свистка пасет свой скот севернорусский пастух, и смерть от лешего грозит ему в том случае, если он воспользуется свистком в неурочное время и в неположенном месте. Полагали, что если кто-то вдруг, даже случайно, свистнет вслед погребальной процессии, то в первую же ночь мертвец придет к этому человеку под окно и спросит: "А ты чего меня звал?".

В полесских быличках удачливый мужик, которому богатство приносят черти, созывает их на кладбище или в доме свистом, ср. также полесские запреты "свистать не можна - чорта гукаешь", "свистеть - черта вызывать" и т.п.

По украинским поверьям, ночью в лесу нельзя свистеть, иначе прилетит черт, леший или злой дух в виде ветра. Опасно свистеть в сараях для лошадей: можно раздразнить поселившегося там дьявола, который замучает животных. Нельзя ни свистеть, ни петь во время грозы, так как это веселит и привлекает к человеку черта, а гром, направленный на него с неба, может случайно убить человека.

Свист представляет собой обращение к потустороннему миру, которое само по себе очень опасно и ведет к опустошению близкого человеку пространства. Ср.: "ежели [кто] свищет в доме, то тому дому, конечно, опустеет"; до сих пор у русских известны предостережения типа: "Не свисти, а то денег не будет".

В Могилевской губ. при посеве льна сеющий не должен был произносить ни одного слова, пока не окончит дела; даже если прохожий скажет ему: "Бог в помочь!", - сеющий только кивнет ему головой: "причина та, чтобы при говоре не раздался как бы свист из уст сеятеля; а раздайся, хотя бы и маленький свист, и лен тогда, по мнению селян, нужно считать погибшим: он даже не взойдет".

Аналогичную семантику опустошения, пропажи, лишения имеют русские поговорки типа: "По закромам ветер свищет (все пусто); "Свищи да ищи (пропало); "Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет". Выражение "просвистался" (промотал все), ср. также связываемое с этим корнем "свищ" "пустой светский человек, тунеядец" и "дыра в одежде", свистяга "гуляка, тунеядец", свистуля "женщина легкого поведения.

Свист, как и иные подобные ему звуки, бывает знаком незримого присутствия души заложного покойника, в том числе духа умершего некрещеным новорожденного. По украинским поверьям, самоубийца отдает свою душу "тому, що свистить", т. е., очевидно, черту, нечистой силе; известен полесский рассказ о том, как "свистало" во время агонии колдуна.

По польским поверьям, если дует сильный ветер и свищет, то это означает, что кто-то повесился. Душа утопленника, как полагают украинцы, приходит ночью к телу и воет на берегу, после чего бросается в воду и там свистит, стонет, кричит: "О-ох! О-ой!".

В Моравии, когда свистит в печи, говорили, что это звуки душ в чистилище, и бросали в огонь крошки хлеба. У балканских славян по свисту обнаруживают приближение опасных для рожениц и новорожденных духов умерших некрещеными младенцев.

В южной Сербии они появляются в виде птицы, называемой свирац (от серб. "свирати" - "свистеть, гудеть") и своим обликом напоминающей ребенка. Она летит ночью и непрерывно свистит, от чего новорожденные заболевают, а у беременных женщин случается выкидыш. Считается также, что летающие ночью и свистящие демоны умерших некрещеных детей свирци, навяци и др. пьют кровь людей и домашних животных, свистом предвещают смерть, болезнь, плохую погоду.

В ю.-зап. Болгарии верят, что эти демоны свистят в пасмурную погоду, стремясь влететь в открытое окно, чтобы напасть на рожениц и новорожденных. Словенцы Штирии представляют души умерших "без креста" детей в виде черных птиц, летающих в небе ночью и издающих необычные свистящие звуки. Эти существа - mavje, movje, morje - готовы растерзать каждого, кто посмеет насмехаться над их голосом или же имитировать его, насвистывая в их присутствии.

У русских Вятской губ. свист был обязательным элементом календарных поминок на кладбищах; назывался обычай свистунья, свистопляска. На месте погребения убитых происходили пляски, которые сопровождались неумолкаемым свистом. Здесь, как и в других русских областях, на поминальных обрядах-праздниках продавались в большом количестве игрушки-свистульки. Всякий богомолец считал своей обязанностью купить у "дудника" ту или иную свистящую игрушку для детей.

Свист в связи с поминовением покойников, умерших неестественной смертью, рассматривается Д. К. Зелениным как достаточно частое явление. По всей видимости, вятский обычай также связан с верованиями в то, что души умерших (в данном случае - насильственно убиенных) издают свистящие звуки, подражание которым способно их же и отпугнуть.

Отрывки из материала Плотниковой А. А. "О символике свиста".

откуда пошло выражение "если свистеть будешь - денег не будет" ?

Вопрос решен и закрыт .

    как известно минус на минус дает плюс! попробуй, терять нечего:)

    на экономику в стране.

    Pecunia non olet (или. Aes non olet - "деньги не пахнут") - знаменитая древнеримская поговорка, ставшая воистину настоящим гимном сущности денег как инструмента. Именно эти слова сказал император Веспасиан, когда новый источник дохода в скудеющую казну начал давать вполне ощутимый доход.
    К слову сказать, часто это событие представляют в несколько ином свете, чем оно было на самом деле. А в действительности было так: Веспасиану досталось не слишком радостное наследие от прошлого правителя.
    Прошедшая недавно гражданская война нисколько не способствовала улучшению материального благосостояния государства. Экономика, даже древнеримская остро нуждалась в восстановлении и государство, как связующая часть гражданского сообщества в первую очередь. И уникальный талант администратора Веспасиана, равным образом как и его коммерческие способности пришлись удивительно к месту. Своей тщательностью и самоотверженным трудом Веспасиан организовывал необходимые государственные структуры и успешно возрождал империю.
    Ясно, что налоговые мероприятия были одним из самых задействованных инструментов. Жесткая необходимость пополнения казны стимулировала богатое воображение Веспасиана. В результате появлялись подчас забавные, но весьма действенные способы пополнения денежной массы в скудной казне тогдашней Римской Империи. Вместе с тем Веспасиан находил очень жесткие карательные меры против уклонения от налогов.
    Народная молва не оставила без внимания эти действия. Вольнодумчивые патриции весьма иронично, порой саркастично обсуждали государственные указы. Нередко Веспасиана даже обвиняли в скудоумии, что было совершенно несправедливо.
    Светоний, Vesp. 23 заслуженно отмечает, что Веспасиан, как многие авторитарные правители (как напр. Муссолини) был очень находчив, скор на острое слово и обладал великолепным чувством юмора. И даже позволял юному поколению некоторый либерализм во взглядах. Именно последнее явилось причиной того, что юный Тит обвинил папика в том, очередной его способ получения денег, по мнению молодого поколения весьма безнравственный. И даже деньги несут в себе отрицательный заряд от источника их получения. Неприличный метод тогда именовался "мочевой" налог.
    Веспасиан тут же предъявил именно те монеты, которые только что были доставлены из фешенебельных туалетов. И вопросил о том, исходит ли от таковых запах. Получив отрицательный ответ, тем самым породил одну из самых знаменитых финансовых идиом. Именно "мочевой налог" и есть источник бессмертной фразы: "non olet pecunia" - "деньги не пахнут".
    На самом деле, те самые "латрины" - общественные туалеты были не столько местом для удовлетворения крайней необходимости. Привыкшие к комфорту, испорченные роскошью римляне очень любили пользоваться именно этими заведениями. И действительно - удовольствие от посещения шикарных мраморных хором, которые тогда назывались туалетами было весьма комплексным. Нелишне отметить, что их посещали как и знаменитые термы (бани), и не столько по естественной надобности, а для деловых встреч и задушевных бесед. Отсюда можно точно дать определение этого налога - он вполне проходит категоризацию как налог на роскошь. Расчет императора оправдался - казна получила неплохой и постоянный денежный доход.

    Короч это твыражение принадлежит Веспасиану) ему нужны были денежки и он ввел налог на общественные туалеты=)) ну его сын упрекнул, тип это неприлично и все такое) и император поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они)) ответ сына, ясно, был отрицательным)

    Если человек говно то он и без денег говно и это кстати говоря заметно. Наличие денег только усугубит ситуацию. Скажем так концентрированное говно. ;)

    Вы становитесь рабом денег по мере того, как они из средства постепенно превращаются в цель жизни ..."Оставаясь рабом денег, невозможно стать истинным хозяином собственной жизни" (Очередной перл Павла Дурова)
    Заметила, что чаще всех о своей свободе от денег говорят люди, у которых они есть в достаточном количестве или денег нет вовсе)

    На самом деле это как кому, для кого это смысл жизни, то значит счастье в деньгах, для кого-то это другое.. Без денег полюбому ты счастлив не будешь, но и много денег тебя счастливой не сделают, станешь линивой и как человек перестанешь существовать, станешь продуктом западного общества тобишь потребителем....
    А вообще по поводу счастья.. Как сказал один мудрый человек..."Хочешь быть счастливым? Будь им!"

    Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они. Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.

    Да, деньги должны служить, а не властвовать

Я долгие годы верил в то, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь» . Перед каждым Новым Годом я осуществлял ритуал: новые носки, новые трусы, красивая одежда, по­больше денег, ключи от машины и квартиры в карман. Перед двенадцатью ударами успеть загадать желание, обнять жену и сделать глоток шампанского. Надеюсь, вы понимаете, о чем я.

Увы, надежды зачастую не сбывались. Новый год заканчивался и, частенько, вместо денег – долги, вместо любви – ссоры, вместо процветания – неустроенность. Почему?

Потому что я верил в миф, а мифы - не срабатывают. Это всего лишь способ снять с себя ответственность за собственную жизнь.

Мифы – это система управления свободной волей и разу­мом человека . Они оказывают влияние на наше мыш­ление, убеждения и верования.

Я могу согласиться, что какие-то из них создают вооду­шевление и мотивацию, позволяют верить в лучшее. На­пример, сам по себе миф «как встретишь Новый год » создает в людях определенную активность и энергию. Обычно само начало года у всех более-менее актив­ное. Люди ходят в спортзалы, пишут планы, осмысливают новые идеи. К концу января активность заканчивается, и год становится похожим на предыдущий. Мифы – это пожиратели надежд, време­ни и денег. Они возникают всегда там, где нет оцифрованных целей и результатов.

Главными из мифов в сфере денег являются: Одушевление денег Деньги – это энергия Не всем быть богатыми Мифы №1 – одушевление денег

Эти мифы доказыва­ют, что «деньги приходят к тому, кто их любит и о них заботится, а если говорить о них плохо и не любить, они обидятся и уйдут ». Деньги можно сглазить. Деньгами нужно помазать товар на по­чин. Через порог денег не давать…

Известный во всем мире преподаватель и мультимил­лионер Дэн Кеннеди на своих занятиях публично разрывает деньги на глазах у своей аудитории. У многих в зале в этот момент замирает сердце. На что он гово­рит им: «Не принимайте близко к сердцу. Это всего лишь бу­мага». При этом, с каждым годом он продолжает все больше и больше богатеть, выпуская новые книги, проводя семинары и увеличивая количество своих учеников.

Одушевление денег создает в человеке разного рода эмоции из-за того, что человек воспринимает деньги, как нечто оживотворенное, как личность. Возникают переживания на лич­ностном уровне: любовь, ненависть, страх. Оживотворяя деньги, человек может начать от них зависеть психологически, и даже на­чать им поклоняться.

С давних времен во всем мире пытались привлечь деньги с по­мощью различных магических действий и ритуалов. Так, на востоке в зоне богатства устанавливали аквариум с золотыми рыбками, фон­тан или изображение денежной жабы. На Руси было принято класть мелкие монеты под порог или в фундамент здания.

Самой древней из форм, скорее всего, можно считать крупный рогатый скот. Вплоть до середины двадцатого века он использовался в таком каче­стве в некоторых африканских странах. (Это случаи в истории денег, когда они на самом деле были одушевлены).

Деньги – это вещь. Она не одушевлена. В подтверж­дение этого приведу курьезные сведенья из категории «Денежное бессмертие»:

  • в Германии из отслуживших свое банкнот делают удобрения для сельского хозяйства;
  • в России – рубероид;
  • в Украине – туалетную бумагу.

Миф № 2. «Деньги – это энергия»

Вопрос: «Деньги создают нам тепло, чтобы согреться? Их можно съесть, чтобы получить калории? Деньги спо­собны создать ускорение предмета или же совершить работу? ». Ответ очевиден: «Энергию создает человек! А деньги – это всего лишь бумага или металл, или же просто цифры в компьютере, и энергии в них не больше, чем в любой дру­гой бумаге или железе. Фактически, так называемая, «энергия денег» возникает из желания человека иметь деньги, его фо­куса на процессе и действий по этому поводу ».

Однажды я видел такой фильм: человек украл 3000000 долларов в банке. На протяжении всего фильма он скрывался от полиции, испытывая стресс, потея и явно выделяя много энергии во имя своего спасения. Финал же фильма такой. Над барханами летит полицейский вертолет. С одной стороны бархана раскрытый чемодан и ветер разносит по пустыне бесчисленное количество бумаги - денег. А с другой стороны бархана – мертвый человек, которому, в данном случае эта бумага ничем не смогла помочь. Он умер, потому, что у него закончилась энергия.

Вот еще один анекдот: Идут по пустыне украинец и узбек. У украинца с собой мешок сала, а у узбека мешок золота. Устали, проголодались. Украинец достал сало и ест. Узбек смотрит на него и говорит:

- Украинец, а давай в базар играть?

- Это еще как? – пережевывая сало, спрашивает украинец.

- Ну, ты будешь продавать, а я буду покупать, – говорит узбек.

- Хорошо, – согласился украинец.

На это узбек ему:

- Украинец, украинец, сколько стоит вот такой маленький кусочек сала?

- Мешок золота!

- А че так дорого?! – возмущается узбек.

- Так походи по базару, может, где и дешевле найдешь.

Так вот, дорогой друг, «деньги - это не энергия». Для того, что­бы делать деньги, энергия, конечно же, понадобится. И эта энергия есть ТЫ САМ .

Миф № 3. «Не всем быть богатыми»

«Не всем быть богатыми », «все богатые – воры », «чест­ным трудом больших денег не заработать », «надо откладывать на черный день », - в конечном итоге, все вышеперечисленное фор­мировало силу третьего фатального мифа. Миф, контролирующий жизнь и свободу человека «Не всем быть богатыми» породил одно из самых деструктивных и при этом одно их самых стойких ограничивающих убеждений в сфере денег - «Мы не можем себе этого позволить ». Так наши знания, верования и убеждения ведут нас по неверному пути (как героя вышеописанного фильма, кото­рый украл деньги) в места стресса, разочарования, страха, а, возможно, даже и ранней смерти либо нашей мечты, либо, что еще хуже, нас самих.

Стереотипы, верования и убеждения о себе самом не так уж и легко изменить. Это как мощный фундамент внутри тебя. Это при­вычки, которые сформировали твой характер и являются основой твоей личности. Твой личный избыток, свобода и богатство, а также пробуждение желания разбогатеть напрямую связано с решением заменить файлы на своем «жестком диске». Начни с малого!

В качестве упражнений, я рекомендую не торопясь ответить на вопросы: Какие мифы присутствуют в моей жизни? Почему я еще не богат? Для чего мне необходимо стать богатым? Они помогут тебе понять не только, почему ты еще не богат, но и что нужно изменить, от чего отказываться и что начинать делать для того, чтобы разбогатеть.

Многие из тех, кто отвечал на вопрос «почему я еще не богат? » неожиданно для себя приходили к следующему выводу: «Я понял, что по-настоящему никогда не хотел стать богатым ». Да, дорогой друг, желание разбогатеть - это ключевая вещь, создающая энер­гию и поиск решений. Если желание быть богатым было не активи­ровано, то на случай лучше не рассчитывать. Это как хотеть или не хотеть бегать. Если ты не хочешь, то, в лучшем случае, побежишь только в момент опасности.

Верю, что написанное мной поможет тебе избавиться от страхов и начать становиться господином денег, а не их рабом.

Читайте больше развивающих статей:

Нет ни одного мальчишки, который бы не умел свистеть. Некоторые делают это по-настоящему залихватски, с использованием пальцев и без. В искусстве есть целое направление - художественный свист. Но при этом в любом доме, где чтятся исконно русские традиции, любителю посвистеть обязательно сделают замечание. С точки зрения хозяев, в результате свиста в жилище перестанут водиться деньги. Откуда такое поверье?

Дурная примета

Испокон веков у славян считалось, что нечисть разговаривает между собой с помощью свиста. Если использовать их язык, значит, можно пригласить нечистую силу под крышу собственного дома. А от подобного жеста кто откажется? Нечисть явится и обязательно принесет с собой неприятности, главная из которых - приведение в упадок всех дел. Вскоре у хозяина, в чьем доме гости позволили себе "общение" с темными силами, деньги попросту переведутся.

Без домового в доме наступит нужда

Есть среди нечистой силы и добрый дух в виде своенравного старичка, на котором держится половина дома - домовой. Согласно другой версии, именно этот старичок присматривающий за хозяйством, а также домашними животными и скотом, терпеть не может свист. С его помощью домового можно легко прогнать, а к чему это приведет?

Любой хозяин верил, что успех в его делах принадлежит именно этому старичку, поэтому после его ухода присматривать за хозяйством будет некому. И дела станут плохи, что приведет к финансовым потерям.

Свист призывает ветер

Есть и третья версия. Она связана с разрушительной стихией ветра, чему в древности придавалось большое значение. По поверьям, бури и ураганы призывали своим свистом колдуны. Эти бедствия становились причиной огромных разрушений: сносились постройки, крыши и ставни, высушивались посевы. Во время сильных ветров крестьянским хозяйствам наносился большой ущерб, что приводило к серьезным тратам и последующей нужде.

День сегодняшний

Негативное отношение к свисту закрепилось в том, что "свистунами" и "свистушками" стали называть неуважаемых людей. В первую очередь бездельников и легкомысленных женщин. По правилам этикета свистеть неприлично еще и потому, что людей громкие пронзительные звуки могут попросту раздражать. Правда, это никак не связано с приметами. Но есть свои поверья и у представителей различных профессий. Так, у актеров, например, существует правило: не свистеть в помещении театра. Это может привести к провалу спектакля.

Любителям посвистеть следует делать это на улице, на открытых площадках, где нет скопления людей.


Самое обсуждаемое
Банановая кожура от кашля рецепт Банановая кожура от кашля рецепт
Как сделать живот плоским в домашних условиях за неделю, за месяц Как сделать живот плоским в домашних условиях за неделю, за месяц
Видимые и скрытые признаки того, что вы нравитесь женатому мужчине Видимые и скрытые признаки того, что вы нравитесь женатому мужчине


top