Что такое конформизм определение. Конформность в психологии: что это такое. Смотреть что такое "конформизм" в других словарях

Что такое конформизм определение. Конформность в психологии: что это такое. Смотреть что такое

Конформизм – приспособленческое поведение, пассивное принятие общественной морали и социальной позиции большинства. Часто этим словом объясняют отсутствие собственной активной позиции или личного мнения. Однако, конформизм имеет и свои положительные стороны. Противоположностью этого явления считается нонконформизм.

История возникновения

Впервые это явление в психологии было описано Музафером Шерифом, который изучал возникновение определенных закономерностей в группах испытуемых. Однако сам термин «конформизм» впервые был введен в 1956 году. Именно тогда впервые Соломон Аш провел психологический эксперимент с группой людей, чтобы доказать так называемый эффект конформизма.

Он наблюдал за группой из 7 человек. Всем им необходимо было определить какой из трех представленных отрезков соответствует эталонному. Если люди отвечали на этот вопрос в индивидуальном порядке, то чаще ответы были правильными. При работе же в группе один «подставной» испытуемый должен был убедить остальных изменить свое мнение. Интересен тот факт, что 40% изменили свое мнение и поддались чужому влиянию. Такие же данные были получены при проведении множества аналогичных исследований.

Конформизм продолжали исследовать и в дальнейшем. В 1963 году был проведен известный эксперимент Милгрема. Этот ученый исследовал поведение человека и стал одним из основоположников социальной психологии. На основе проведенного исследования был снят документальный фильм « Obedience».

Основные виды

Конформизм также называют конформностью. Этот термин относится исключительно к психологическому явлению и не используется в других сферах деятельности человека.

Конформизм или конформность имеют свои виды или подвиды. Очень важно уметь их правильно классифицировать.

Выделяют:

  • Внутренний конформизм, который связан с переоценкой ценностей на основе собственного опыта. Также его можно сравнить с самокритикой и самоанализом;
  • Приспособление к нормам и правилам того общества, в котором находится человек называется внешней конформностью.

Так как конформизм исследовался многими талантливыми психологами, то естественно они предлагали собственные градации. Г. Келмен выделил три уровня:


Г. Сонг выделял всего лишь два вида конформности. Он говорил про рациональный конформизм, при котором человек руководствуется здравыми рассуждениями. Тогда как иррациональный конформизм сродни стадному инстинкту, при котором поведением человека руководят эмоции и инстинкты.

Факторы возникновения

Далеко не всегда человек пытается подстроиться под мнение толпы. Есть ряд факторов, которые этому способствуют.

В первую очередь необходимо учитывать индивидуальные особенности самого человека, а именно степень его внушаемости. Чем
выше его интеллектуальные способности и больше багаж знаний, тем вероятнее он будет подвергать критике любое суждение или сомнительный факт. Также важно оценить устойчивость и уровень самооценки и самоуважения. Ведь те, кто остро нуждается в признании и одобрении общества, чаще всего идут на поводу у толпы.

Не менее важен и социальный статус личности. Ведь тот, кто занимает важный пост и привык продвигаться по карьерной лестнице, чаще бывает ведущим, чем ведомым.

Каждая ситуация индивидуальна. Один и тот же человек в одних ситуациях проявляет конформизм, а в других остается ярким индивидуалистом. В этом случае играет личная заинтересованность человека в вопросе или ситуации. Также он обращает внимание на компетентность своего оппонента.

Различия конформистов

Если рассматривать конформизм как социальное значение, то можно выделить несколько групп социальных конформистов. Они отличаются по степени изменения своего мнения под давлением окружающих.

К первой группе можно отнести ситуационных конформистов. Эти люди очень зависимы от мнения окружающих и сильно жаждут одобрения большинства. Таким членом общества прочнее и привычнее следовать мнению толпы. Они и живут с мыслью, что «толпа не может ошибаться». Они прекрасные исполнители и подчиненные, но не любят и не умеют проявлять инициативу. Собственное представление окружающей действительности они спокойно заменяют общественным.

Вторая группа — внутренние конформисты. Это люди с очень нестойкой позицией и собственным мнением. При конфликте или спорной ситуации они принимают мнение большинства и внутренне с ним соглашаются, даже если изначально их мнение отличалось. Такое поведение считается видом решения конфликта с группой в пользу группы. Представители первой и второй группы считаются прекрасными исполнителями и находкой для лидера.

Третью группу составляют внешние конформисты. Они делают вид, что согласны с мнением окружающих, но только внешне. Внутри они все равно не согласны и остаются при своем. Определенная неуверенность в своих силах или обилие внешних факторов не позволяет им открыто протестовать, а быть изгоем отважится не каждый.

Четвертая группа людей действует с позиции негативизма. Они яро отрицают мнение большинства, стараются не идти на поводу. Но это не является истинным нонконформизмом. Цель таких людей – противостоять всем, чего бы это ни стоило. Их позицию прекрасно озвучили в советском мультике одной фразой: «А Баба Яга против!». Для таких людей важен сам протест, а не защита собственного мнения, которого у них зачастую и нет.

Истинный конформизм необходимо отличать от единодушия и единства мнений и взглядов. Принятие чужих мыслей под давлением людей, обстоятельств или индивидуальной особенности личности и есть конформность.

от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.

К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и ценностноориентационного единства группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, ее нельзя считать самостоят.личностной чертой; ее соотношение о другими социальнопсихологич. явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жесткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Отличное определение

Неполное определение ↓

По мнению философов, человек, проживающий в социуме, является зависимым от мнения общественности. В течение всей своей жизни, человек вступает в различные взаимосвязи с окружающими его людьми. Каждый человек в какой-то мере воздействует на свое окружение и подвергается действию окружающих. Нередко поведенческая модель и восприятие окружающего мира строятся именно под влиянием социума. Данная поведенческая модель характеризуется как склонность к конформизму. В данной статье мы разберем, что такое конформизм, определение этого термина в различных науках.

Конформность – склонность человека изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других

Что такое конформизм

Конформизм – является приспособлением или пассивным согласием с мнением подавляющего большинства людей, составляющих общественную группу, в которой находится человек . Под данным понятием следует понимать беспрекословное исполнение требований, которые ставит общество перед индивидуумом. Такие требования могут быть высказаны как общественностью, так и признанным авторитетом. Помимо этого, немаловажную роль играют традиции определенной этнической группы. Также под термином конформизм часто скрывается отсутствие личного мнения, касательно каких-либо вопросов. Значение слова конформизм – подобный и сообразный.

Феномен конформизма изучается на протяжении долгого времени. Еще в тридцатых годах прошлого столетия турецкий ученый Музафер Шериф провел интересный эксперимент. Во время эксперимента, испытуемых оставляли в темной комнате, где в течение определённого промежутка времени появлялись световые сигналы. Эти сигналы двигались в хаотичном порядке, после чего исчезали. После проведения эксперимента испытуемым задавался вопрос, касательно расстояния смещения источника света, после первого появления. На этот вопрос испытуемые были обязаны самостоятельно дать ответ.

На втором этапе эксперимента в темной комнате находилось уже несколько человек. В их задачу входило дать согласованный ответ на тот же вопрос. Согласно данным этого эксперимента, большинство испытуемых изменяло свое первоначальное мнение, в отношении усредненной нормы для группы. Довольно интересен тот факт, что люди, проходившие групповой эксперимент, в дальнейшем придерживались согласованного ответа. Таким образом, Музафером Шерифом было доказано наличие у людей склонности соглашаться с суждениями окружающих. Именно Шериф первым высказал мнение о том, что многие люди готовы поступиться собственными убеждениями, для того, чтобы «не выделяться из толпы».

Рассматривая различные проявления данного феномена, следует сказать о том, что термин «конформизм» был впервые использован американским психологом Соломоном Ашем. В пятидесятых годах двадцатого века этим ученым были проведены эксперименты, в которых принимали участие подставные люди и только один испытуемый. Суть эксперимента заключалась в изучении восприятия продолжительности отрезков. Испытуемым предоставлялось три отрезка, из которых нужно было выбрать один, который соответствовал образцу. На этапе самостоятельного прохождения теста, большинство испытуемых всегда приходили к правильному выводу.


Усвоение норм и правил поведения также является проявлением конформности

Однако при групповом проведении эксперимента, подставные люди заведомо давали ложный ответ. Так как человек, проходящий эксперимент не знал о том, что остальные участники группы являются подставными, под давлением большинства он соглашался переменить свою точку зрения. По данным исследователя, примерно сорок процентов людей, прошедших подобную проверку, соглашались с мнением большинства, что является проявлением конформизма.

Как возникает конформизм

По мнению специалистов из области психологии, развитию конформизма способствует совокупное влияние различных факторов. Сила проявления этого феномена возрастает под давлением обстоятельств, требующих принять человека решение в вопросах, в которых он малокомпетентен. Важное значение имеет численность группы, так как человек склонен придерживаться той точки зрения, что была одновременно озвучена несколькими людьми.

Конформизму особенно сильно подвержены люди с низкой самооценкой, так как модель их поведения не подразумевает отстаивания собственного мнения.

Если в составе конкретной группы людей, имеются эксперты, разбирающиеся в возникшем вопросе, то уровень конформности значительно увеличивается. Также специалисты отмечают важность сплоченности коллектива. По их мнению, уровень сплоченности имеет прямую связь с уровнем власти лидера над остальными участниками группы.

Необходимо отметить, что наличие союзника, принимающего сторону человека, который высказывает сомнение во мнении общественности, автоматически снижает уровень давления социума на человека. Особую роль в этом вопросе играет социальный статус и авторитет человека, занимающего лидерскую позицию. Наличие высокого статуса позволяет человеку с легкостью оказывать влияние на окружающих его людей.


В социальной психологии термин обычно используется для обозначения податливости личности человека реальному или воображаемому давлению группы

Особенности модели поведения

По мнению специалиста – отказ от собственных убеждений и согласие с точкой зрения большинства, является неотъемлемой составляющей процесса интеграции в группу. Наличие конформизма в личностной модели поведения выявляется своеобразным выражением подчинения и принятия стандартов, принятых нормой в обществе. Групповое давление, оказываемое на индивидуума, может вызвать как согласие с мнением большинства, так и явное сопротивление оказываемому давлению. По мнению специалистов, существует четыре основных модели поведения в обществе:

  1. Внешнее согласие – при этой модели поведения, человек соглашается с мнением большинства только внешне. Однако само подсознание индивидуума говорит ему, что люди ошибаются, но такие мысли не произносятся вслух. По мнению психологов, подобная модель поведения является проявлением истинного конформизма и характерна для людей, пытающихся найти собственное место в социуме.
  2. Внутреннее согласие – проявляется в том случае, когда индивид соглашается с мнением общественности и внутренне принимает его. Данная модель поведения говорит о высокой степени личностной внушаемости. Эта модель поведения является типом адаптации в изменчивых условиях.
  3. Отрицание – данная модель поведения более известна, как негативизм и проявляется в виде сопротивления мнению большинства. Данная модель поведения подразумевает отстаивание собственной точки мнения, для доказательства собственной независимости. Многие люди, придерживающиеся данной модели, предпочитают занимать лидерские позиции, для того, чтобы навязать свою точку зрения окружающим. Данная модель говорит о том, что человек не желает вести приспособленческий образ жизни, и желает встать во главе пирамиды.
  4. Нонконформизм – синоним негативизма, при котором человек проявляет стойкость к давлению общественности. Данная модель поведения характерна для самодостаточных личностей, точка зрения которых не изменяется под давлением большинства. Главное отличие нонконформизма от негативизма заключается в том, что люди, придерживающиеся первой модели поведения, не навязывают свою точку зрения другим членам общества.

По мнению специалистов, существуют следующие виды конформизма: психологический, политологический, социальный и философский.

Понятие конформизма в психологии и социологии

Конформность в психологии - это модель личностного поведения, которая определяет степень податливости давлению, оказываемому группой людей. Под воображаемым или реальным давлением, индивидуум отказывается от своей точки и зрения и соглашается с точкой зрения большинства, даже в том случае, когда ранее подобные установки не разделялись. Помимо этого, данный термин используется для обозначения безусловного согласия индивида с мнением общественности. В этой ситуации не имеет значения уровень согласованности мнения окружающих, с собственными представлениями мира. Нередко человек, проявляющий конформизм, внутренне сопротивляется навязанным морально-этическим правилам и нормам.


О внешнем конформизме говорят, когда человек, соглашаясь с навязываемым мнением большинства, внутренне остается при своих убеждениях

В социологии рассматриваемый феномен проявляется в виде пассивного принятия того социального устоя, что господствует в обществе. Важно уметь отличать конформность от одинаковых мнений и взглядов на социальный порядок общества. Чаще всего многие суждения о социальном порядке формируются в процессе личностного формирования. Изменить свой взгляд на мир человек может только при наличии убедительных аргументов.

Термин «конформность» используется в социологии для описания процесса изменения собственных убеждений под влиянием большинства. Подобные перемены в собственном мировоззрении объясняются страхом перед различными санкциями и боязнью стать одиноким. Согласно проведенным исследованиям, примерно каждый третий человек соглашается принять мнение большинства, чтобы не выделяться из группы.

Как проявляется социальная форма конформизма

Социальный конформизм является некритическим изменением в собственном восприятии мира, для того, чтобы соответствовать нормам, установленным обществом. Подобная модель поведения не предполагает сопротивления массовой стандартизации, несмотря на то, что индивид может внутренне не принимать подобные установки. Подавляющее большинство людей спокойно воспринимают экономические и социально-политические изменения, не стремясь высказать собственное недовольство сложившейся ситуацией.

По мнению специалистов, социальная форма конформизма является своеобразным отказом взять на себя какую-либо ответственность и слепое подчинение требованиям социума. Нередко подобная модель поведения объясняется сложившимися традициями и особенностями менталитета.

Достоинства и недостатки

У феномена конформизма имеются определенные плюсы и минусы. Среди достоинств этой модели поведения следует отметить небольшое количество времени, требующееся для адаптации в новых условиях. Помимо этого, конформизм упрощает организацию совместной деятельности группы людей. Такой коллектив проявляет сильную сплоченность под влиянием стрессовых ситуаций, что помогает в течение короткого промежутка времени найти решение возникшей проблемы.


Внутренний конформизм – реальное изменение внутренних взглядов и поведения в результате принятия позиции большинства членов группы

Важно упомянуть, что феномен конформности имеет определенные недостатки:

  1. Потеря возможности самостоятельного принятия различных решений.
  2. Высокий риск развития сектантских групп, а также проведения массовых убийств и геноцида.
  3. Появление предрассудков в отношении различных меньшинств.
  4. Значимое снижение возможности развиваться в творческой сфере, что отражается на вкладе в культурную и научную жизнь общества.

Заключение

Человек, входящий в определенные социальные группы, вынужден соответствовать правилам и нормам, которые в ней сложились. Стандартизированная манера поведения и конформность имеют тесную взаимосвязь, что подтверждается различными жизненными примерами. Примеры конформизма из жизни приведенные ниже имеют как положительный, так и отрицательный отказ, так как давление общества на принятие важных решений может иметь катастрофические последствия.

Один из примеров негативного воздействия феномена конформности на общество, является та ситуация, когда подавляющее большинство людей вынужденно исполнять приказ своего лидера. Нередко подобные приказы отдаются для достижения сомнительных целей, однако человек не может высказать собственную точку зрения из-за страха неподчинения. Примером такой ситуации являются карательные отряды фашистов, которые во время Второй Мировой Войны уничтожили множество невинных людей.

Положительным историческим примером конформизма является революция тысяча девятьсот восемьдесят шестого года на Филиппинах. Жители этого государства совершили переворот в своей стране, сместив с правящей должности Фердинандо Маркоса, который был известен, как тиран.

Феномен конформности встречается и в повседневной жизни каждого человека. Создание ячейки общества является одним из ярких примеров конформизма в жизни людей. Создание семьи подразумевает отказ от собственной точки зрения для достижения компромисса. В противном случае, отсутствие взаимопонимания может привести к разладу в жизни людей, что закончится расторжением брака.

Конформизм - термин социальной психологии, который напрямую связан с поведением человека в малой группе и означает форму приспособления, подчинения и соглашательства с нормами и правилами, установленными в группе, независимо от того, насколько они соответствуют этическим, культурным и правовым нормам и правилам в обществе в целом. Соответственно с этим, конформная личность - это тип человека, который во внешних атрибутах жизни, в одежде, внешнем облике, а также во всех других ее сферах всячески избегает проявления индивидуальности и полностью принимает правила поведения, вкусы и образ жизни окружения. Социологи и психологи часто определяют конформизм как стиль поведения, который характеризуется «слепым» принятием чужого мнения, чтобы избежать лишних проблем и трудностей, завоевать авторитет, добиться поставленной цели.

В процессе социализации конформное неизбежно и играет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, оно часто приводит к исправлению определенных ошибок, когда личность принимает мнение большинства, являющееся правильным, с другой, чрезмерный конформизм мешает утверждению индивидуального «я», собственного мнения и поведения. Успех в процессе социализации связан с разумной долей конформизма, когда он сочетается с адекватной самооценкой и достаточной самоуверенностью.

В отрицательном смысле конформное поведение характеризуется тремя основными аспектами:

Выраженное отсутствие собственных взглядов и убеждений, вызванное слабостью характера.

Ориентирование в поведении на полное согласие с взглядами, ценностями, правилами и нормами большинства с целью достижения определенной цели.

Подчинение давлению группы, и вследствие этого, полное принятие правил поведения других членов группы. Под давлением индивид начинает мыслить, чувствовать и действовать, как большинство.

Конформное разделяется на два типа: внутреннее и внешнее подчинение группе. Внешнее подчинение всегда связано с сознательным (порой вынужденным) принятием нормативных правил и приспособлением к мнению большинства. Оно, как правило, порождает глубокий хотя бывает, конфликта и не возникает.

Внутреннее подчинение - это восприятие мнения группы как своего собственного, и соблюдение правил и норм поведения не только внутри группы, но и за ее пределами, и выработкой собственного логичного объяснения и оправдания данному выбору.

В соответствии с типами, конформное поведение человека делят на три уровня: уровень подчинения, ограничивающий влияние группы на индивида одной конкретной ситуацией, длящийся недолго и имеющий только внешний характер; уровень идентификации, когда личность частично или полностью уподобляет себя другим, или члены группы друг от друга ожидают определенного поведения; уровень интернализации, когда система ценностей личности совпадает с системой ценностей группы и она относительно независима от внешних воздействий.

Конформное поведение человека всегда связано с рядом определенных факторов, которые его порождают. Во-первых, оно проявляется только при наличии конфликта между группой и отдельной личностью. Во-вторых, оно проявляется только под психологическим воздействием группы (негативных оценок, общего мнения, оскорбительных шуток и т.д.). В-третьих, на степень конформности влияют групповые факторы такие, как ее размер, структура и степень сплоченности, а также индивидуально-личностные характеристики ее членов.

Итак, конформное поведение человека далеко не всегда следует рассматривать в негативном аспекте. Разумное подчинение устоявшимся в обществе нормам и правилам, но при этом сохранение собственного «я», адекватной самооценки и оценки происходящего вокруг способствует процессу социализации. Но такое явление, как нонконформизм - отрицание и неприятие всех норм и ценностей, устоявшихся в обществе, не является альтернативой комформизму, а лишь проявлением негативизма.

1) Конформизм - (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).


Самое обсуждаемое
Особенности обучения мальчиков и девочек Школа совместного обучения девочек и мальчиков Особенности обучения мальчиков и девочек Школа совместного обучения девочек и мальчиков
Виды цепочек на шею. Виды плетения цепочек. Плетение цепочек методом Сингапур Виды цепочек на шею. Виды плетения цепочек. Плетение цепочек методом Сингапур
Крещение ребенка Крещение сообщение для детей Крещение ребенка Крещение сообщение для детей


top