Художественная гимнастика для начинающих. На сладкое и мальчиков нет времени: как тренируются гимнастки Прокручивание со скакалкой

Художественная гимнастика для начинающих. На сладкое и мальчиков нет времени: как тренируются гимнастки Прокручивание со скакалкой

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок правильно развивался не только умственно, но и физически, важно вовремя привить ему любовь к занятиям спортом. Для девочек в первую очередь важна осанка, легкость движений, растяжка и грациозность. Все эти качества развивает художественная гимнастика.

К первому походу на гимнастику ребёнка нужно подготовить: объяснить, чем предстоит заниматься, показать видео выступлений и занятий гимнасток, делать все, что может пробудить интерес к спорту. Маленькой гимнастке будет очень важна ваша поддержка и вера в её силы.

Первая тренировка волнительна и для ребенка, и для родителя, конечно же и для тренера. С первых минут занятия важно сконцентрировать внимание группы, справиться с этой задачей помогает построение. Как правило - это простое выравнивание в одну шеренгу. Чтобы обеспечить легкость дальнейшей работы и общения с детьми проводится знакомство группы между собой и с тренером. Знакомство проводится в форме игры. Например: каждому ребенку по очереди предлагается выйти из строя и назвать свое имя так, как ему больше нравится. В ходе знакомства инструктор может установить тип характера девочки: робкий или решительный, стесняется ли ребенок или боится – и уже в связи с этим подобрать методику проведения дальнейших тренировок.

Непосредственно тренировка начинается с подготовки дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Лучше всего это осуществить с помощью простого упражнения - бега. Для поддержания дисциплины и предотвращения травм, детям предлагается бег по кругу друг за другом. В тоже время, для сохранения интереса к тренировке, группе дается задание хлопать в ладоши в каждом углу зала или стукнуть по стенке, вдоль которой они пробегают. В начале тренировки проверяется скорость реакции: детям говориться, что по сигналу, хлопку или какому-нибудь слову, они должны выполнить определенное задание. Затем для восстановления дыхания и сердечного ритма к обучению предлагаются различные способы ходьбы: гимнастическая с носка, на полу пальцах, пятках, внешнем и внутреннем своде стоп. Для привлечения внимания все упражнения проводятся в виде игры, каждый вид передвижения ассоциируется с каким-либо предметом или животным. Для продолжения тренировки детей выстраивают в шахматном порядке, далее задания выполняются на месте.

Следующая часть тренировки - комплекс общей и специальной физической подготовки. Упражнения этого комплекса направлены на приведение в хорошую физическую форму организма занимающегося, его оздоровление и развитие. Комплекс начинается с упражнений на мышцы ног и осанку. Упражнения, способствующие развитию силы мышц, чередуются с упражнениями на растяжку и гибкость. К примеру: после подъёмов на полу пальцы и удержания равновесия на них, упражнений на развитие силы и выносливости мышц голени, следуют наклоны вперед и неглубокие приседания, с целью развития эластичности этих мышц. Большая часть упражнений выполняется сидя или лежа на полу с постепенным увеличением амплитуды. Сначала выполняются задания, направленные на развитие амплитуды движений в отдельных суставах. Затем выполняются упражнения, способствующие увеличению гибкости мышц спины и позвоночника. В основном такие упражнения выполняются детьми по очереди и под контролем тренера, так во время их выполнения крайне необходимо следить за правильностью осанки и ровным положением корпуса.

В заключительной части тренировки группе предлагаются игры, развивающие координацию, ловкость и чувство равновесия. Например: детям предлагается простоять на одной ноге, кто дольше. К играм, развивающим координацию, относят: разнообразные прыжки с одновременными движениями руками, приседаниями, чередованием движений головы и корпуса. Также в такие игры включаются элементы художественной гимнастики начального уровня.

В конце тренировки также выполняется построение, детям говорятся их ошибки, даётся домашнее задание и выставляются оценки, с целью повысить их интерес к занятиям и тягу к совершенствованию.

Во-первых, это красиво. Во-вторых, очень полезно. «Занятия художественной гимнастикой помогают развить гибкость, пластичность, координацию, — комментирует Кристина Радикевич , мастер спорта по художественной гимнастике; чемпионка России, многократная чемпионка Москвы и международных турниров и эксперт компании “Грация&Спорт”. — Они также улучшают осанку и состояние стоп, что положительно отражается на общем физическом состоянии».

Поэтому, даже если вы не мните себя новой Алиной Кабаевой, попробовать все равно стоит — как минимум, чтобы улучшить самочувствие, осанку и фигуру.

Как проходят тренировки по художественной гимнастике

Уроки гимнастики для взрослых в целом похожи на то, что делают на занятиях в детских группах. «На тренировках есть элементы фитнеса, растяжки, танцев, — объясняет Кристина Радикевич. — Так, например, на каждом занятии выполняются специальные упражнения на развитие гибкости и растяжки, для постановки и коррекции осанки, стоп, для укрепления пресса, мышц ног и спины. Входит в тренировку также освоение элементов с мячом, булавой, лентой, прыжков, поворотов, акробатических движений».

Если прежде вы художественной гимнастикой не занимались, да и в принципе не очень со спортом дружите, все эти упражнения стоит сначала освоить с тренером в зале. Но некоторые базовые элементы, например, растяжку, упражнения для стоп, можно попробовать отточить дома. Это поможет вам понять, нравятся ли вам такие тренировки. К тому же, даже этих несложных упражнений будет достаточно для того, чтобы улучшить растяжку, расслабить мышцы спины, развить пластичность.

Мы попросили Кристину Радикевич составить и показать нам комплекс упражнений художественной гимнастики для взрослых.

Как построить занятие

* Начните тренировку с разминки. 4-5 минут суставной гимнастики помогут разогреть связки. Затем выполните 100 прыжков на скакалке: 50 — вращая скакалку вперед, 50 — вращая ее назад.

* Выполняйте упражнения последовательно.

* Не гонитесь за скоростью: в комплексе есть много упражнений на растяжку, их нельзя выполнять рывками. «Старайтесь расслабиться и делать усилие на выдохе», — напоминает Кристина.

* Ориентируйтесь на свои ощущения. Легкий дискомфорт в мышцах допустим, а вот резкая боль — нет. Первый — свидетельствует о том, что мускулатура постепенно тянется, вторая — может сигнализировать о травме.

* Занимайтесь по этой программе 5-6 раз в неделю. «В вопросах развития гибкости очень важна регулярность: чем чаще вы выполняете упражнения, тем быстрее вы придете к результату», — говорит Кристина Радикевич.

Для выполнения упражнений комплекса вам понадобится коврик и скакалка.

Готовы начать занятие? Повторяйте за Кристиной.

Прокручивание со скакалкой

Опуститесь на колени. Поставьте правую ногу перед собой, согнув ее до прямого угла. Поставьте ее на носок, прижимая согнутые пальцы к стопе. Подайтесь корпусом вперед, положите правую руку на пятку и медленно как бы выталкивайте ее вперед. Через 10-15 секунд смените положение пальцев: разогните их, упритесь подушечками в коврик и снова, толкая пятку руками вперед, растяните стопу. Через 10-15 секунд повторите все с другой ноги.

Наклон к прямым ногам

Встаньте прямо, поставьте стопы шире плеч. Наклонитесь корпусом вперед, коснувшись руками пола. Направьте носки стоп в стороны. Перенесите 60% веса на руки. С выдохом медленно опускайте таз вниз, все сильнее скользите стопами в стороны. Зафиксируйтесь в доступном вам положении. Начните с 15-20 секунд, постепенно доводя это время до 3-4-х минут.

Продольный шпагат

Опуститесь на колени, правую ногу вытяните вперед. Толкая правую стопу вперед, с каждым выдохом опускайте таз все ниже. Следите за положением таза: оба его сустава бедер должны быть примерно на одном уровне. Зафиксируйтесь в доступном вам положении на 15-20 секунд. Постепенно это время нужно увеличить до 3-4-х минут. Выполните все то же самое на другую ногу.

Гимнастика является универсальным комплексом упражнений и отличается многообразием, простотой и доступностью. Каждый спортсмен вне зависимости от возраста или уровня физической подготовки способен подобрать наиболее подходящий набор гимнастических упражнений и улучшить общее состояние здоровья.

Регулярное выполнение гимнастических упражнений заметно скажется на рельефности мышечной массы, гибкости, подвижности, выносливости организма, снижении лишнего веса, а также положительно повлияет на дыхание, сердечную деятельность и работу желудочно-кишечного тракта.

В зависимости от направленности упражнений гимнастика делится на общеразвивающую, тонизирующую, атлетическую и оздоровительную.

Оздоровительная или лечебная гимнастика предполагает выполнение назначенного врачом комплекса упражнений, подобранных индивидуально каждому пациенту.

Атлетическая физкультура отличается использованием различных спортивных снарядов для усиления гимнастического эффекта. В качестве отягощений часто применяются гири, штанги, эспандеры или силовые тренажеры.

Тонизирующий эффект достигается путем музыкального сопровождения, непрерывности упражнений и определенным темпом движений.

Такая гимнастика является неотъемлемой частью программ для похудения и имеет строгую направленность на проблемные участки тела.

Однако среди всех видов гимнастических упражнений наиболее популярна и востребована общеразвивающая.

Общеразвивающая гимнастика

Универсальные гимнастические упражнения характеризуются универсальными и общеукрепляющими движениями, которые комплексно воздействуют на все органы и системы организма.

Такая гимнастика является основой каждого спортивного занятия, подходит и детям, и старикам, не требует особой подготовки и включает в себя множество вариаций различной сложности.


Упражнения без предметов

Самый удобный и доступный вариант тренировки – это выполнение упражнений без дополнительных спортивных снарядов. Свобода действий дает возможность активно заниматься за пределами спортзала или фитнес клуба, в домашней обстановке или на свежем воздухе. В качестве нагрузки в таком случае выступает собственный вес, частота и резкость движений.

Ниже представлены несколько универсальных упражнений, которые можно включить в ваш гимнастический комплекс:

Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, лопатки сведены, голова приподнята, а глаза смотрят вперед. Поочередно поднимаем руки вверх через стороны, вперед, делаем «ножницы» и «колесо», делая не менее двух повторений для каждого из перечисленных движений.


Из аналогичного исходного положения делаем наклоны вперед и назад, в левую и правую стороны, а также круговые движения. Каждый вариант выполняется по 20 раз.

Из положения стоя делаем глубокий присест, после чего возвращаемся на исходную, поочередно поднимаем колено каждой ноги к груди. Далее выполняются махи и выпады ног. Каждое упражнение повторяется до 20 раз в несколько подходов.

Упражнения с палкой

Разнообразить упражнения и усилить эффект можно с помощью гимнастической палки или любых других подходящих вытянутых предметов.

С помощью подобного длинного снаряда в 120 см максимально качаются плечевые, спинные и грудные мышцы, разрабатываются суставы, связки и сухожилия.

Так, при помощи гимнастической палки можно выполнить упражнение по скручиванию позвоночника:

  • Принять исходное положение стоя, поставив ноги на ширину плеч, стопы параллельно прижав к полу, подбородок приподняв и расправив грудную клетку;
  • Зафиксировать снаряд на локтевых сгибах за спиной;
  • Держа спину прямо и не отрывая ноги от пола, совершить движения в левую и правую сторону;
  • Все движения необходимо делать без помощи рук и только за счет мышц спины и живота;
  • Выполнить упражнение около 30 раз, повторив его в три подхода.

В качестве гимнастических снарядов можно использовать и другие приспособления: ролик, скамейку, шведскую стенку, гантели.

Фото гимнастических упражнений ясно показывают, что чаще всего подобная физкультура выполняется легко, весело и в большой компании. Простая техника, универсальность и доступность делает гимнастику неотъемлемой частью жизни каждого человека, которому небезразлична его здоровье и физическая форма.

Фото гимнастических упражнений


Если юная гимнастка занимается плохо, без должного стремления, ее пугают танцами и модельным бизнесом. В детско-юношеской школе по художественной гимнастике говорят, что акробатика, танцы, эстетика — для неудавшихся гимнасток, настоящие таланты будут тянуть носок и гнуть спину до последнего. Что стоит за красивой осанкой юных гимнасток, выясняли корреспонденты Sputnik.

Ириски от тренера больше не прячут

В гимнастику детей можно отдавать с четырех лет, а в шесть некоторые из них едут на первые соревнования. И даже у таких малышей четырехчасовые тренировки проходят не меньше четырех раз в неделю, что уж говорить о гимнастках постарше: все время, которое не посвящено школе, уходит на гимнастику. Уже в девять утра в зале тянули носок и оттачивали программу с предметами группы разных возрастов.

© Sputnik Сергей Пушкин

Представления о том, что гимнастка не может позволить себе лишнюю булочку, не оправдались тут же — тренер Александра Дакимович заверила, что сейчас в спорте нравы не такие строгие, как были когда-то. Говорит, в годы ее занятий приходилось прятать ириски в ранце, чтобы обмануть тренера.

"Разумеется, не нужно злоупотреблять жирным и мучным, но в основном маленькие гимнастки едят, что хотят — едоки из них плохие. Эти дети сами по себе, по телосложению совсем не прожорливые. Другое дело — старшие, им уже многого хочется, и перекусить сладким, и с мальчиками встретиться, а времени нет", — рассказала корреспонденту Sputnik тренер группы.

Здесь рассказали, что малышей нередко приводят на занятия родители — последние мечтают о звездном будущем. Но тех, кто ходит без желания, задержать не удается, даже если дети талантливы.

Медаль и накраситься

"Когда начинаются растяжки, от игры переходим к нагрузкам, многие уходят. Без желания выдерживать это очень сложно", — заверила тренер.

В итоге на этапе, когда желание повседневной жизни затмевает жажду ленточки и купальника, отсеивается почти половина детей. До этапа, когда впору говорить о гимнастике как о серьезном спорте, доходит десять процентов.

"К большинству стараемся найти подход, но есть такие, которых ничем не заманишь — нежные дети, которые любят себя. А бывает, что родители наиграются и забирают своего талантливого красивого ребенка", — рассказала тренер о причинах ухода из спорта.

К слову, не обязательно отдавать ребенка на занятия в раннем возрасте, все зависит от того, насколько он развит, в том числе интеллектуально.

"Некоторые в пять лет уже сообразительны, а другие ничего не понимают. Стоят два ребенка пяти лет, и одна все делает, а другая не понимает, как нужно вытянуть ногу. Но, разумеется, тем, кто пришел раньше, легче делать растяжки", — рассказала хореограф школы Алла Владимировна.

© Sputnik Сергей Пушкин

С детьми здесь принято разговаривать как со взрослыми, особенно не церемонясь. Правда, тренеры утверждают, что и развиты дети куда лучше, чем их одногодки. Уровень интеллектуального развития принимается во внимание и при зачислении, наряду с врожденными физическими данными.

"Длинные красивые ножки, симпатичное лицо — это все важно. Но задавать вопросы начинаю с простого "Как зовут?" Важно, как ребенок реагирует. А уже потом мы смотрим, высокий ли подъем и ровные ли коленки", — перечисляет тренер Александра.

Тут же она демонстрирует на одной из учениц школы, как должна выглядеть настоящая гимнастка — шпагат, подъем и так называемая складочка.

На вопрос, зачем тебе гимнастика, маленькая Данута отвечает безапелляционное "Хочу медаль", причем, золотую. Кроме медали, дети хотят купальник и ленточку. Тренер рассказала, что это один из главных стимулов. Когда дети капризничают, к ним приглашают старшую группу, те выступают в красивых купальниках — и капризы прекращаются.

"Буду терпеть, хочу купальник", — смеется тренер. Кроме купальника гимнастки хотят накраситься и ленточку. Последняя — любимый предмет не только большинства зрителей, но и самих детей, правда, с ней любят скорее играть, а не заниматься. Некоторые родители предметы — обруч, мяч, ленточка, булавы — покупают за свой счет, самых одаренных обеспечивает школа.

За ленточку приходится отдать порядка миллиона рублей, столько же — за булавы, чуть меньше — за скакалку и мячик. Впрочем, многие родители готовы отдавать любые деньги.

"Сразу поняла, что стану тренером, и уже 16 лет работаю — на меня еще в детстве оставляли группы младших. До сих пор обращаю внимание на улице, если мимо идет девочка с красивыми ногами. Мне говорят — да прекрати уже — а я не могу пропустить ноги, которые созданы для тренировок", — поделилась тренер школы.

  • Ударные - тренировки с высокой интенсивностью;
  • Оптимальные - нагрузки составляют до 80% от ударных;
  • Умеренные - до 70% ударных тренировок;

Классификация по организации делит занятия на:

  • Фронтальные - группа гимнасток одновременно выполняет одно и то же задание;
  • Групповые - ученицы выполняют занятия в группах;
  • Индивидуальные - для каждой гимнастки подбирается отдельное задание.

Среди способов проведения тренировки различают два основных - раздельный (перед каждым упражнением тренер объясняет задачи) и поточный (упражнения выполняются без пауз).

Классификация учебно-тренировочных уроков

Учебно-тренировочные занятия состоят из трех основных частей - подготовительной, основной и заключительной.

На подготовительных занятиях определяются методы проведения уроков, задачи тренера и спортсмена, а также разрабатывается программа обучения для дальнейших тренировок. Общие задачи делятся на два периода:

  • Разминка - создание соответствующего физического и психологического фона, помогающего настроиться на серьезные нагрузки и подготовить двигательный аппарат к дальнейшим упражнениям;
  • Образовательные задачи - часть урока, посвященная формированию навыков выполнения определенных заданий, организации взаимодействия группы, повышению координации и подготовке к основной части занятия.

Во время подготовительной части урока используется ряд средств, облегчающим задачу тренера:

  • Общие упражнения развивающего характера;
  • Бег и ходьба;
  • Музыкально-двигательные задания и танцевальные упражнения;
  • Хореография;
  • Базовые задания художественной гимнастики.

Упражнения выстраиваются в порядке влияния на различные суставы - тазобедренные, коленные, голеностопные. Амплитуда движений постепенно нарастает. В среднем, длительность подготовительного периода составляет от 30-90 минут.

На основной части занятия решаются главные задачи, поставленные тренером. Развиваются волевые и физические характеристики, формируются спортивные и двигательные способности. Также решаются такие частные задачи, как:

  • Развитие координационно-двигательного аппарата и улучшение его работы;
  • Формирование осанки;
  • Освоение прикладных умений;
  • Разучивание новых и совершенствование старых упражнений.

По типу характера данный период занятия может быть однонаправленным (только совершенствование движений) и комплексным (разучивание новых упражнений). Средняя продолжительность урока составляет от 50 до 120 минут.

Заключительная часть занятия отличается для разных возрастных групп. Начинающие гимнастки в этот период занимаются музыкально-двигательной деятельностью, а гимнастки с высокой квалификацией проводят специальную физическую тренировку.

Основными задачами данного периода является снятие нагрузки, повышение общего тонуса спортсменов и подведение итогов урока. Для выполнения поставленных целей гимнастки делают упражнения на расслабление, занимаются ходьбой и проводят музыкальные и танцевальные игры.


Самое обсуждаемое
Противопоказания для разных видов спорта Противопоказания для спортивной медицины Противопоказания для разных видов спорта Противопоказания для спортивной медицины
Методика питьевого применения минеральных вод Можно ли подогревать минеральную воду Методика питьевого применения минеральных вод Можно ли подогревать минеральную воду


top